Получи документы

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста (14 фото)

Екатерина Воротыло
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. … Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Публикация «Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов.

Принцип наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.

В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

Детям с недостаточной сформированностью психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления, очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом всестороннее развитие?

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядных средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.

В своей работе при формировании связной речи мы используем следующую наглядность :

1. Пособие «Веселая гусеничка», предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, обучению детей письму и чтению.

Пособие, которое мы используем в нашей работе в подготовке к обучению грамоте. Пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, развития фонематического слуха.

-

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

10 гусеничек, представляющих собой наиболее распространенные и изучаемые схемы. Они используются для анализа – количество, порядок и характеристика звуков в слове.

Одна составная гусеница, кружки – туловища которой ребенок использует, самостоятельно составляя схему слова.

Фото №1 Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Речь бесценный дар природы человеку

Комплекты картинок, соответствующие звуковым схемам каждой гусенички

Яблоко, груша, листик, дерево, гриб-домик, где гусеницы могут жить

Фото №2 Через речь осуществляется взаимодействие людей

На дереве, яблоке, груше расселяем гусеницы-схемы, а картинки разложены на столе. «подберите картинки к схемам».

Фото №3 Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах поделиться мыслями передать интересную информацию прочитать стихотворение Фото №4 Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика

Или наоборот: в карманы вставляем картинку, предлагаем ребенку подобрать нужную гусеницу-схему.

Фото №5 Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку делает нашу речь организованной и понятной для окружающих

Для усложнения и разнообразия задания, существует гриб-домик.

Фото №6 Публикация Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста размещена в разделах Развитие ребенка

Картинка, которая стоит за дверью не будет видна ребенку. На самой дверке будет сидеть гусеничка, которая подскажет, что же там скрывается.

Ответ ребенка должен быть аргументирован.

Игра-путаница

«Рассыпалось слово»

Показываем ребенку картинку. Он четко произносит слово, собирает его схему из составной гусеницы.

Вдруг, части туловища гусеницы разбегаются, ребенку нужно снова собрать их в правильном порядке.

Фото №7 Материалы для педагогов Развитие речи

2. Пособие «Волшебный кубик предлогов»

Фото №8 Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений при этом важно чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств

Это пособие помогает ребенку в усвоении правильного употребления в речи предлогов, правильно строить предложения, соотнося положение предмета с соответствующим предлогом.

В набор входят 18 сюжетных картинок и 12 схем предлогов. Каждой картинке может соответствовать одна или несколько схем предлогов и наоборот – каждой картинке могут соответствовать одна или несколько иллюстраций.

В прозрачные кармашки кубика вставляются картинки, подобранные в соответствии с темой занятия. Ребенок бросает кубик, на верхней грани изображена схема предлога с картинкой пояснением к нему. Ребенок читает схему и составляет предложение с использованием данного предлога.

На следующем этапе усвоения предлогов детям предлагаются схемы без опоры на картинку.

3. «Веселый паровозик»

Фото №9 В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно самостоятельно путем подражания речи взрослых в процессе общения и разнообразной речевой практики Фото №10 Наглядные средства представляют с одной стороны наглядное пособие с другой дидактическую игру со своим содержанием организацией и методикой проведения

Это пособие позволяет развивать слоговый анализ и синтез.

Совершенствовать фонематические процессы, учить ребенка дифференцировать звуки в слогах, словах.

Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, умении дифференцировать звук на твердый и мягкий.

Фото №11 Развитие ребенка

Сказочный “Паровозик” может быть использован для деления слов по слогам. Количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика (в первый вагон- слова с одним слогом, во второй- с двумя. ,для выделения звука в словах (в первый вагон - слова где звук стоит в начале слова, во второй – в середине слова). В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих действиях.

Данное пособие можно использовать также для индивидуальной работы с ребенком.

«Паровозик» возможно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений (работа с блоками Дьенеша).

4. Пособие «Цветок»

Фото №12 Материалы для педагогов развития интересов формируется положительное отношение к обучению Фото №13 Сам процесс обучения становится эмоциональным действенным позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт активизируя познавательную деятельность

то пособие поможет подготовить ребенка дошкольного возраста к овладению навыками слогового чтения.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается.

Формирование представления о соотношении звука и буквы.

Помогает детям в согласовании прилагательных (название цвета) с существительными. Дети, раскладывая картинки по соответствующим лепесткам, называют картинку и ее цвет: красная ягода, синий цветок, зеленый листок, желтое яблоко ….

Вывод

Использование перечисленных пособий помогает в игровой форме обучать детей грамоте, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет разнообразить методы и приемы обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мама, я тебя люблю! (цветы из салфеток)Мама, я тебя люблю! (цветы из салфеток) Приближается долгожданный весенний праздник женщин. Хочу поделиться идеей оформления приёмной комнаты (так мы украшали её на День матери).Мы.

Эмоциональное дерево.Эмоциональное дерево. У нас в группе есть "Эмоциональное дерево",оно является частью интерьера и помогает ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 20:32
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Воротыло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД