Екатерина Воротыло
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. … Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Публикация «Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов.
Принцип наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.
В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Детям с недостаточной сформированностью психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления, очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.
Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом всестороннее развитие?
Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядных средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.
Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.
В своей работе при формировании связной речи мы используем следующую наглядность :
1. Пособие «Веселая гусеничка», предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, обучению детей письму и чтению.
Пособие, которое мы используем в нашей работе в подготовке к обучению грамоте. Пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, развития фонематического слуха.
-
10 гусеничек, представляющих собой наиболее распространенные и изучаемые схемы. Они используются для анализа – количество, порядок и характеристика звуков в слове.
Одна составная гусеница, кружки – туловища которой ребенок использует, самостоятельно составляя схему слова.
Комплекты картинок, соответствующие звуковым схемам каждой гусенички
Яблоко, груша, листик, дерево, гриб-домик, где гусеницы могут жить
На дереве, яблоке, груше расселяем гусеницы-схемы, а картинки разложены на столе. «подберите картинки к схемам».
Или наоборот: в карманы вставляем картинку, предлагаем ребенку подобрать нужную гусеницу-схему.
Для усложнения и разнообразия задания, существует гриб-домик.
Картинка, которая стоит за дверью не будет видна ребенку. На самой дверке будет сидеть гусеничка, которая подскажет, что же там скрывается.
Ответ ребенка должен быть аргументирован.
Игра-путаница
«Рассыпалось слово»
Показываем ребенку картинку. Он четко произносит слово, собирает его схему из составной гусеницы.
Вдруг, части туловища гусеницы разбегаются, ребенку нужно снова собрать их в правильном порядке.
2. Пособие «Волшебный кубик предлогов»
Это пособие помогает ребенку в усвоении правильного употребления в речи предлогов, правильно строить предложения, соотнося положение предмета с соответствующим предлогом.
В набор входят 18 сюжетных картинок и 12 схем предлогов. Каждой картинке может соответствовать одна или несколько схем предлогов и наоборот – каждой картинке могут соответствовать одна или несколько иллюстраций.
В прозрачные кармашки кубика вставляются картинки, подобранные в соответствии с темой занятия. Ребенок бросает кубик, на верхней грани изображена схема предлога с картинкой пояснением к нему. Ребенок читает схему и составляет предложение с использованием данного предлога.
На следующем этапе усвоения предлогов детям предлагаются схемы без опоры на картинку.
3. «Веселый паровозик»
Это пособие позволяет развивать слоговый анализ и синтез.
Совершенствовать фонематические процессы, учить ребенка дифференцировать звуки в слогах, словах.
Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, умении дифференцировать звук на твердый и мягкий.
Сказочный “Паровозик” может быть использован для деления слов по слогам. Количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика (в первый вагон- слова с одним слогом, во второй- с двумя. ,для выделения звука в словах (в первый вагон - слова где звук стоит в начале слова, во второй – в середине слова). В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих действиях.
Данное пособие можно использовать также для индивидуальной работы с ребенком.
«Паровозик» возможно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений (работа с блоками Дьенеша).
4. Пособие «Цветок»
то пособие поможет подготовить ребенка дошкольного возраста к овладению навыками слогового чтения.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается.
Формирование представления о соотношении звука и буквы.
Помогает детям в согласовании прилагательных (название цвета) с существительными. Дети, раскладывая картинки по соответствующим лепесткам, называют картинку и ее цвет: красная ягода, синий цветок, зеленый листок, желтое яблоко ….
Вывод
Использование перечисленных пособий помогает в игровой форме обучать детей грамоте, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет разнообразить методы и приемы обучения.