Приложение МААМ

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста (14 фото)

Екатерина Воротыло
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. … Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Темочки:

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов.

Принцип наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.

В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

Детям с недостаточной сформированностью психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления, очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом всестороннее развитие?

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядных средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.

В своей работе при формировании связной речи мы используем следующую наглядность :

1. Пособие «Веселая гусеничка», предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, обучению детей письму и чтению.

Пособие, которое мы используем в нашей работе в подготовке к обучению грамоте. Пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза, развития фонематического слуха.

-

Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

10 гусеничек, представляющих собой наиболее распространенные и изучаемые схемы. Они используются для анализа – количество, порядок и характеристика звуков в слове.

Одна составная гусеница, кружки – туловища которой ребенок использует, самостоятельно составляя схему слова.

Фото №1 Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Речь бесценный дар природы человеку

Комплекты картинок, соответствующие звуковым схемам каждой гусенички

Яблоко, груша, листик, дерево, гриб-домик, где гусеницы могут жить

Фото №2 Через речь осуществляется взаимодействие людей

На дереве, яблоке, груше расселяем гусеницы-схемы, а картинки разложены на столе. «подберите картинки к схемам».

Фото №3 Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах поделиться мыслями передать интересную информацию прочитать стихотворение Фото №4 Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика

Или наоборот: в карманы вставляем картинку, предлагаем ребенку подобрать нужную гусеницу-схему.

Фото №5 Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку делает нашу речь организованной и понятной для окружающих

Для усложнения и разнообразия задания, существует гриб-домик.

Фото №6 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов

Картинка, которая стоит за дверью не будет видна ребенку. На самой дверке будет сидеть гусеничка, которая подскажет, что же там скрывается.

Ответ ребенка должен быть аргументирован.

Игра-путаница

«Рассыпалось слово»

Показываем ребенку картинку. Он четко произносит слово, собирает его схему из составной гусеницы.

Вдруг, части туловища гусеницы разбегаются, ребенку нужно снова собрать их в правильном порядке.

Фото №7 Образовательная технология Развитие детей

2. Пособие «Волшебный кубик предлогов»

Фото №8 Материалы для педагогов Развитие речи

Это пособие помогает ребенку в усвоении правильного употребления в речи предлогов, правильно строить предложения, соотнося положение предмета с соответствующим предлогом.

В набор входят 18 сюжетных картинок и 12 схем предлогов. Каждой картинке может соответствовать одна или несколько схем предлогов и наоборот – каждой картинке могут соответствовать одна или несколько иллюстраций.

В прозрачные кармашки кубика вставляются картинки, подобранные в соответствии с темой занятия. Ребенок бросает кубик, на верхней грани изображена схема предлога с картинкой пояснением к нему. Ребенок читает схему и составляет предложение с использованием данного предлога.

На следующем этапе усвоения предлогов детям предлагаются схемы без опоры на картинку.

3. «Веселый паровозик»

Фото №9 Консультации для педагогов Развитие речи Фото №10 Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений при этом важно чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств

Это пособие позволяет развивать слоговый анализ и синтез.

Совершенствовать фонематические процессы, учить ребенка дифференцировать звуки в слогах, словах.

Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, умении дифференцировать звук на твердый и мягкий.

Фото №11 В норме грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно самостоятельно путем подражания речи взрослых в процессе общения и разнообразной речевой практики

Сказочный “Паровозик” может быть использован для деления слов по слогам. Количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика (в первый вагон- слова с одним слогом, во второй- с двумя. ,для выделения звука в словах (в первый вагон - слова где звук стоит в начале слова, во второй – в середине слова). В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих действиях.

Данное пособие можно использовать также для индивидуальной работы с ребенком.

«Паровозик» возможно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений (работа с блоками Дьенеша).

4. Пособие «Цветок»

Фото №12 Наглядные средства представляют с одной стороны наглядное пособие с другой дидактическую игру со своим содержанием организацией и методикой проведения Фото №13 Материалы для педагогов развития интересов формируется положительное отношение к обучению

то пособие поможет подготовить ребенка дошкольного возраста к овладению навыками слогового чтения.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается.

Формирование представления о соотношении звука и буквы.

Помогает детям в согласовании прилагательных (название цвета) с существительными. Дети, раскладывая картинки по соответствующим лепесткам, называют картинку и ее цвет: красная ягода, синий цветок, зеленый листок, желтое яблоко ….

Вывод

Использование перечисленных пособий помогает в игровой форме обучать детей грамоте, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет разнообразить методы и приемы обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мама, я тебя люблю! (цветы из салфеток)Мама, я тебя люблю! (цветы из салфеток) Приближается долгожданный весенний праздник женщин. Хочу поделиться идеей оформления приёмной комнаты (так мы украшали её на День матери).Мы.

Эмоциональное дерево.Эмоциональное дерево. У нас в группе есть "Эмоциональное дерево",оно является частью интерьера и помогает ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 20:32
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Воротыло (УИ 241103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД