Логинова Надежда Андреевна
Картотека «Наблюдения за природными явлениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение: «Что такое лёд?»
Цель: Формировать представление о том, как получить лёд и дать понятие о том, что лёд это вода, но твёрдая.
Ход:
Загадали загадку про лёд: Рыбам зиму жить тепло, крыша тёплое стекло.
Д: Лёд
В: Посмотрите, у меня две бутылки. В одной горячая, а в другой холодная вода. Потрогайте их. Ребята, скажите, что будет с водой, если бутылки оставить на веранде?
Д: Вода замерзнет и станет льдом.
В: Где быстрее образуется лёд в холодной или горячеё воде?
Д: В холодной.
В: Давайте проверим. Оставляем на веранде, после прогулки посмотрим, где получился лед.
Публикация «Картотека „Наблюдения за природными явлениями“» размещена в разделах
После прогулки собрались на веранде.
В: Посмотрите, где получился лёд?
Д: В бутылке с холодной водой.
В: Верно, а в другой бутылке?
Д: В другой бутылке лишь корочка льда.
В: Правильно, молодцы, ребята. Скажите, а почему в бутылке с горячей лёд не образовался?
Д: Горячей воде надо остыть.
В: Так из чего образуется лёд?
Д: Из воды. Когда холодно, вода замерзает.
В: Верно, хорошо. Лёд это тоже вода, но твёрдая.
Наблюдение за снежинкой.
Цель: Закрепить представление о снеге (состоит из снежинок, есть лучики, и они ломаются).
Ход:
В: Отгадайте загадку: С неба звёзды падают, Лягут на поля, пусть под ними скроется чёрная земля.
Д: Снежинки.
В: Правильно. Посмотрите, у меня есть рисунок снежинки. Что есть у неё:
Д: Лучики.
В: Хорошо, верно. Давайте, все поймаем снежинки и посмотрим через лупу. Что вы видите, ребята?
Д: Лучики. Лучики у них разные: есть большие и маленькие.
В: Правильно, а скажите, почему, когда мы идем, снег скрипит?
Д:
В: В морозную погоду, когда мы идём по снегу, наступаем на снежинки и у них ломаются лучики, поэтому снег скрипит. Давайте походим по снегу и послушаем, как он скрипит. Слышите?
Д: Да
В: Хорошо, а теперь тихонько идём и слушаем скрип снега.
Наблюдение за ветром
Цель: Закрепить знания детей о ветре (сильный, слабый, холодный).
Ход:
В: Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ходит?
Д: Ветер.
В: Правильно. Скажите, а сегодня на улице есть ветер?
Д: Да.
В: Почему вы так решили?
Д: Потому что вертушка вертится, и ленточки шевелятся.
В: Какой он?
Д: Сильный. Вертушки вертит хорошо и ленточки. Ветер шевелит веточки на деревьях.
В: Верно, молодцы. Ветер сегодня действительно холодный и сильный.
Наблюдение «Чем пахнет воздух?»
Цель: Сформировать представление о том, что воздух обладает разными запахами.
Ход:
В: Есть ли у воздуха запах?
Д: Нет.
В: У воздуха есть запах. Я сейчас вам докажу. Посмотрите, вот баночки с закрытыми крышками. Открываю одну, и что мы чувствуем?
Д: Лимоном запахло.
В: Верно. Открываю другую. Теперь какой запах?
Д: Ваниль.
В: А теперь?
Д: Яблоком.
В: Правильно. Так воздух пахнет или нет:
Д: Да, пахнет.
В: Какие запахи вы чувствовали?
Д: духов, супа, каши, машин.
В: Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем. Мы выйдем на прогулку, а после прогулки вы мне скажите, какой запах вы почувствуете?
После прогулки собрались на веранде.
В: Расскажите, какой запах вы почувствовали?
Д: Пахло супом, дымом, духами.
В: Сколько запахов можно почувствовать на улице, дома, в детском саду. А теперь пройдёмся вокруг детского сада и узнаем, чем там пахнет.
Наблюдение «Где остынет вода»
Цель: сформировать представление о том, что в мороз под снегом вода не замерзает, что снег сохраняет тепло (доказать с помощью опыта).
Ход:
В: Посмотрите сегодня я принесла две бутылки, они с теплой водой, потрогайте и убедитесь. Скажите ребята, а где остынет вода здесь на веранде или в сугробе?
Д: На веранде или под снегом.
В: Давайте проверим: эту бутылку с теплой водой оставим здесь на веранде, а другую спрячем глубоко в снег. а после прогулки посмотрим, что у нас получилось.
После прогулки собрались на веранде.
В: Давайте, посмотрим. Что произошло с водой в бутылке, которую мы оставили на веранде?
Д: Она остыла и покрылась корочкой льда.
В: Верно, а что произошло со второй бутылкой, которую мы спрятали в сугроб?
Д: Она еще теплая и даже льда нет.
В: Верно так, где вода не остыла?
Д: В снегу.
В: Почему так получилось?
Д: Снег сохраняет тепло и не дает замерзнуть.
В: Верно, молодцы. Скажите, что у нас находится под снегом?
Д: Земля, трава.
В: Хорошо. А они замерзнут зимой?
Д: Нет, потому что снег их греет.
В: Да, правильно. Снег греет их и не дает замерзнуть. Даже человек глубоко в снегу не замерзнет.
Наблюдение за облаками (небом)
Цель: Закрепить знание о небе, облаках (больше, меньше, серые, белые, на что могут быть похожими облака.
Ход:
В: Голубая простыня весь свет закрывает, что это?
Д: Небо.
В: Верно, молодцы, это небо. Посмотрите на небо и скажите, какого оно цвета?
Д: Голубого.
В: Да, а из чего состоит небо?
Д: Из облаков.
В: Правильно посмотрите, какие они?
Д: Разные: большие, маленькие, белые, пушистые даже серые.
В: Хорошо, видите какие они все разные. Скажите, а на что они похожи? Я вижу, например, рыбку.
Д: На мишку похоже облако, на машинку, на самолет, на человека.
В: Сколько всего вы нашли? Облака еще могут на что-то или кого-то похожи. Вы понаблюдайте, а потом мне скажете, что вы увидели.
Наблюдение за солнцем.
Цель: Закрепить знания детей о свойствах солнца (круглое, желтое, горячее, находится далеко в небе).
Ход:
В: Отгадайте загадки: один костер весь мир согревает?
Д: Солнце.
В: Почему так говорится в загадке?
В: Солнце тёплое и греет мир.
В: Что в знаете о солнце?
Д: Оно круглое и жёлтое.
В: оно близко к нам или далеко?
Д: высоко
В: правильно, молодцы. Солнце движется вокруг земли. Поэтому в одних странах уже ночь, а в других ещё день. Зимой солнце садится рано, поэтому день короткий, а ночь длиннее. Давайте, сегодня посмотрим за солнцем, когда зайдем, перед тем, как ляжем спать посмотрим, где находится солнце. Встанем и ещё раз посмотрим, где солнце. Так мы увидим, что оно движется.