МААМ-картинки

Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями

Наталья Андрюшина
Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, является показателем уровня речевого и умственного развития ребенка. Практический опыт работы показал необходимость новых подходов к проблеме развития связной речи детей в дошкольном учреждении.

Публикация «Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями» размещена в разделах

Ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, а это значит, что любое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т. е. восприятий, получаемых ребенком из мира конкретных явлений и вещей. Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное.

Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателем этого процесса. Воспитатель учит детей наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают словарь, грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, воспитателями создаются условия для развития связной речи детей и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Благодаря этому, ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.

Знакомство детей с природными явлениями и объектами Н. Ф. Виноградова рекомендует проводить по сезонам, соблюдая последовательность естественной смены времени года, считая, что это поможет детям осмыслить само это понятие «время года».

Например, весною можно знакомить детей с такими явлениями как : таяние снега, сосульки, капель, проталины, первая свежая травка, набухание почек, первые зеленые листочки, первые цветы (мать-и-мачеха, перелески, одуванчики и др., синева неба, ласковое солнце, прилет птиц, появление насекомых (мух, бабочек, жуков, появление лягушек, весенний дождь, лужи, ветер.

Летом это: увеличение долготы дня, повышение температуры, палящее солнце, летняя выгоревшая листва, цветы, ягоды, овощи, грибы, жизнь птиц летом (гнездование, вывод птенцов, пение птиц, жизнь насекомых, летний дождь, ливень, град, тучи, гроза, гром, молния, радуга.

Осенью можно наблюдать: увядание травы и цветов; серое, хмурое осеннее небо; тучи; холодный, порывистый ветер; изменение цвета листвы; листопад; исчезновение мух и других насекомых; осенние дожди; первый лед и снег; сокращение долготы дня.

Зимою обратить внимание детей на короткий день, снегопад и снег, лед и замерзание водоемов, мороз и вьюгу, зимнее небо, иней и узоры на замерзших окнах, жизнь птиц зимой.

Важным условием так же является проведение нескольких повторных встреч с явлениями, для их лучшего понимания, а также как можно большего разнообразия условий этих встреч.

В работе с детьми, для активизации познавательной деятельности и речевой активности, необходимо использовать различные экологические игры (дидактические, речевые подвижные, игровые обучающие ситуации, экскурсии, целевые прогулки, природоохранительные акции и экологические проекты, наблюдения разных видов, элементарные опыты, эксперименты и трудовую деятельность. Воспитатель должен стараться углубить представления детей и научить применять их в различных обучающих ситуациях. Для этого необходимо грамотно сочетать разные виды образовательной и практической деятельности детей

В образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы необходимо использовать различные дидактические речевые игры, в ходе которых выполняются различные задания: найти признаки сезонного явления или общий признак, подобрать однокоренное слово, научиться употреблять слова во множественном числе и др.

Подбор антонимов позволит детям научиться сопоставлять предметы и явления окружающего мира : по величине, по временным и пространственным отношениям и др. Например: д/и

«Скажи наоборот» (Тепло – холодно, низкий – высокий, радостный – грустный, печальный; солнечный – пасмурный; спелый – не-спелый; сухой – мокрый, тихий – шумный, рано – поздно).

Дидактические игры по подбору синонимов помогут детям вдуматься в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать, подбирая более точное в смысловом отношении слово.

Для обучения детей способам словообразования разных частей речи, можно использовать такие дидактические игры, как например:

«Слова родственники» (Лес – лесной – лесок – лесник; дерево – деревцо – деревянный; гриб – грибок – грибочек – грибник – грибной – грибница; лист – листва – листок – листочек – лиственный; снег – снегопад – снеговик – снегурочка – снежинка – снежок – снежный; дождь – дождик – дождевик – дождливый; лед – ледовый – ледок - ледяной – ледокол – заледенелый – льдинка; сад – садовод – садовый – садовник – посадить – посадить; вода – водичка – водопад – водяной – водный).

Что бы дети более уместно применяли слова в разных типах высказываний, необходимо научить их способам словообразования существительных и прилагательных с помощью суффиксов, придающих им эмоционально-экспрессивную окраску, для этого можно применить такие дидактические игры как:

«Назови ласково» (Береза – березонька, ручей – ручеек, солнце – солнышко, куст – кусток – кусточек, дождь – дождик – дождичек, теплый – тепленький, зеленый – зелененький, кучерявый – кучерявенький, белый – беленький – белёхонький).

С помощью дидактических игр дети научатся образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных, например:

«Есть или нет» (Деревья – деревьев; листья – листьев; колосья – колосьев; цветы – цветов; огурцы – огурцов; кусты – кустов; птицы – птиц; тучи – туч; груши – груш; яблоки – яблок; ветки – веток).

Наблюдая за различными природными явлениями, дети учатся правильному образованию разных форм глаголов, спряжению их по лицам и числам и закрепляют это в речевых дидактических играх, например,

Д/и «Что происходит в природе» (слова подбираются с опорой на сезон)

Солнце Что делает? Светит, греет и печет.

Дождь

Что делает? Льет, идет, моросит, капает, стучит по крышам.

Птицы

Что делают? Собираются в стаи, улетают, возвращаются, вьют гнезда, поют песни, высиживают яйца, кормят птенцов.

Листья

Что делают? Опадают, падают, летят, кружатся на ветру, вырастают, шумят, шелестят, зеленеют.

Деревья от ветра Что де лают? Гнутся, качаются, сгибаются, наклоняются.

Трава Что делает? Желтеет, вянет, зеленеет

Ветер

Что делает? Дует, воет, гнет деревья, срывает и кружит листья, гонит облака по небу и т. д.

Правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных помогут речевые дидактические игры с опорой на наглядность, например,

Д/игра «Подбери признак» (слова подбираются с опорой на сезон).

Листья осенью (какие) — зеленые; желтые, красные, багряные, золотые, как можно сказать об этом одним словом – разноцветные.

Дождь весною (какой) – освежающий, ласковый, мелкий.

Дождь летом (какой) – теплый, грибной, слепой, шумный.

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий, сильный, грустный.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая

Погода летом (какая) – теплая, солнечная, ясная.

Деревья осенью (какие) — с разноцветными листьями.

Используя подобранные словосочетания существительных с глаголами и прилагательными, дети смогут свободнее составлять сложные предложения, что подведет их к построению связного высказывания о наблюдаемых явлениях.

Для развития логического мышления, можно использовать такие игры, как например

«Третий лишний» :

Пасмурно – ненастно – ясно; деревянный – глиняный – прочный; лето - весна – воскресенье; ясно – солнечно – дождливо; лес – лесник – лестница; вишня – яблоня – береза; гусь – гусыня – гусеница.

Для развития способности детей составлять логичные и последовательные высказывания, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, необходимо использовать игры с использованием дидактических пособий «Что сначала, что потом», «Путаница» и др.

В работе по наблюдению сезонных явлений хороший результат приносит использование таких приемов как:

• точное название и обозначение объекта или явления педагогом;

• соотнесение названного слова с объектом;

• объяснение связи слова с действием (Проведите рукой по шероховатому стволу клена. Побегайте по опавшим листьям и послушайте, как они шуршат).

Для того, чтобы показать звуковое многообразие слов, их красочность и образность, обратить внимание на многозначность слов необходимо подобрать лексический материал (Коси, коса, пока роса. Как у доченьки коса всему городу краса) и на переносное значение слов (Осень идёт, и дожди за собой ведёт. На дворе мороз, а в кармане денежки тают. Та ей в глаза хохочет).

В работе также поможет картотека загадок, которые описывают разные природные явления, доступным для детей языком, заставляют их активизировать и обобщить все полученные знания. Например:

Скатерть бела, весь свет одела (снег).

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).

Мостится мост без досок, без топора, без клина (лед).

В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).

Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер).

Что без огня горит? (гроза) .

На землю падает, от земли не отлетает (дождь).

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (роса).

Без крыл летит (ветер, без ног идет (дождь, без огня горит (солнце) и т. д.

Применение вышеизложенных педагогических рекомендаций, поможет воспитателю достичь высоких результатов в работе по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы.

Публикации по теме:

Развитие речи детей 4–5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей» Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Активизация словаря, развитие связной речи и творческого воображения в различных видах деятельности АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности Актуальность исследования: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики,.

Картотека стихов и потешек для мотивации наблюдения за природными явлениями детей младшей группы Картотека стихов и потешек для мотивации наблюдения за природными явлениями в младшей группе «Природа и я» Наблюдение за комнатными растениями.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитие речи в старшей группе (ЗПР) Цель: закреплять знания детей о рыбах, развитие монологической речи Задачи: 1. учить составлять описательный рассказ по схеме; 2. развитие.

Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого.

Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности» Пояснительная записка: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности Общие основы формирования связной речи детей с ОНР Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 13:39
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андрюшина (УИ 166373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД