Людмила Григорьева
Наблюдения на прогулке осенью
▼ Скачать +Заказ
ОСЕНЬ.
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: формировать умение определять время года по характерным признакам. Показать детям многообразие красок золотой осени. Воспитывать наблюдательность.
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время как оно (осенью) зовётся?
Какая сегодня погода? Где солнышко? Дует ли ветер? Холодно ли? и. т. д.
П/и «Поймай листок»
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Публикация «Наблюдения на прогулке осенью» размещена в разделах
Индивидуальная работа: бег по ограниченной площади в одном направлении.
Труд: уборка сухих листьев с участка.
Свободные игры с выносным материалом: обручи, кегли, совочки, коляски, куклы, машины.
Наблюдение за листопадом
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Воспитатель: Любовь к природе родного края.
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… (И. Ивенсен)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят (Е. Трутнева)
Обратить внимание детей на красоту осенних листьев. И что листья все разных цветов. И один не похож на другой.
П/и «Листопад»
Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Индивидуальная работа: упражнять детей в перепрыгивание через дорожку из листиков.
Труд: сбор осенних листьев для осеннего букета, гербария.
Свободные игры по подгруппам девочки с куклами, на веранде, мальчики с машинами на песочнице.
Наблюдение за листьями.
Цель: показать детям многообразие листьев разных пород деревьев. Формировать умение, находить и определять к какому дереву относится данный листок. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение радоваться от увиденного в природе, бережно относиться к ней.
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Мы летали, мы летали-
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок-
Все уселися в кружок.
Обратить внимания детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. (форма, цвет, размер). Показать детям, что поверхность листовой пластины у разных деревьев разная: у берёзы – шершавая, у липы – мягкая, у тополя – гладкая.
Игра «Узнай дерево по листику»
Цель: закрепить названия деревьев, умение определять дерево по описанию листа.
Индивидуальная работа: упражнять детей в перешагивании через листочки.
Труд: сбор осенних листьев для гербария.
Свободные игры детей с осенними листьями.
Наблюдение за осенними деревьями.
Цель: уточнить понятия «дерево», «куст». Закрепить понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий». Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитатель: Одна нога-много рук
-Что это? Как вы догадались?
-Что есть у дерева?
Какие вы знаете деревья?
Обратить внимание на высоту, длину, толщину, поверхность стволов, веток деревьев.
Игра: «Найди дерево «по описанию»
Цель: закрепить названия деревьев.
Игра: «От какого дерева листок.
Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе змеиной между кеглями.
Труд: сбор природного материала, уход за поломанными ветками.
Спокойная игра: «Кого не стало?»
Цель: формировать умение определять по описанию одежды, узнавать друг друга.
Наблюдение за плодами и семенами.
Цель: формировать у детей умение находить и правильно называть плоды и семена деревьев, определять с какого они дерева.
Рассмотреть с детьми семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить с какого они дерева. Сравнить плоды клёна и ясеня. Рассмотреть плод жёлудя.
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
П/ и: «У медведя во бору»
Цель: закрепить умение действовать согласно словам текста, развивать быстроту и ловкость.
Индивидуальная работа: упражнять детей в беге врассыпную, с чередованием с ходьбой.
Труд: сбор семян желудей, шишек для природного уголка группы, поделок.
Игра «Пузырь»
Цель: закрепить умение расширять и сужать круг по тексту.
Наблюдение за паутиной и пауками.
Цель: формировать у детей умение быть наблюдательными, бережными при встрече с насекомыми.
Рассмотреть паутину, что они увидели в пауке? (паучка). Рассказать детям о том, что паук свернётся под засохшим листом и проспит всю зиму. Объяснить детям, что паук полезен: он уничтожает мух – разносчиков грязи и болезни.
На потолке, в уголке
Висит сито,
Не руками свито.
(паутина)
П/ и: «Мы весёлые ребята»
Цель: закрепить умение ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа: прыжки в высоту на листе.
Труд: уборка участка от мусора.
Спокойная игра: «Найди, где спрятано»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.
Наблюдение за ветром.
Цель: конструировать и закреплять знания детей о ветре. Формировать умение определять силу ветра.
Если ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Что делает ветер?
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток,
Разогнал по свету.
Обратить внимание на силу ветра (деревья, листочки на деревьях).
П/ и: «Пробеги с вертушкой»
Цель: закрепить умение бегать в направлении ветра. Развивать быстроту.
Труд: собрать разлетевшиеся от ветра листья; уборка игрушек в корзину.
Игра: «Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Наблюдение за облаками.
Цель: формировать понятия об облаках и тучах.
- Что вы видите на небе? На что они похожи? С чем их можно сравнить? Облака неподвижные или движутся?
Я в конец себя измучил,
Всё никак не мог понять:
И откуда эти тучи появляются опять?
Но помог однажды случай:
Мы ходили по грибы,
У лесов сторожки тучи
Выползали из трубы.
Обратить внимание детей на тёмные облака (тучи).
П/ и: «Липкие пеньки»
Цель: развивать ловкость, быстроту движений.
Индивидуальная работа: упражнять подгруппу детей в прокатывании мяча между кеглями.
Труд: сбор песка в виде горки в песочнице; уборка игрушек в корзину.
Свободные игры с выносным материалом: мячи, кегли, куклы, коляски, машинки.
Наблюдение за дождливой погодой
Цель: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он гуляет.
-Что это? Как вы догадались?
Обратить внимание детей на то, что тёмные тучи все чаще заволакивают небо и долго висят над землёй. Предложить послушать, как стучит дождь по крыше и стекает струйками вода с крыши, какие на дорожке лужи.
К нам на длинной мокрой ножке,
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри. (З. Александрова)
П/ и: «Солнышко и дождик»
Цель: развивать внимательность, быстроту.
упражнять детей в прыжках на одной ноге на месте.
Труд: опрыскивание комнатных растений.
Х/ и: «Карусели»
Цель: развивать умение соответствовать движению с текстом.
Наблюдение за солнцем
Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Обратить внимание детей на небо. Спросить, что они видят на небе? Осенью солнце не всегда светит ярко; оно уже так сильно не греет как летом.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку. (А. Барто)
П/ и: «Солнечные зайчики».
Цель: создать радостное настроение. Развивать двигательную активность.
Индивидуальная работа: подбрасывание мяча вверх к солнышку и ловить его 2-мя руками.
Труд: подмести веранду, освещенную солнцем. Привлечь детей к посильной помощи.
Х/ и: «Давайте все делать как я»
Цель: закрепить двигаться ритмично.