Наталья Федорова
Наблюдение за дождевыми червями в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы поссорились, пока
Изучали червяка.
"Анатомия проста,-
Вовка молвил, - Два хвоста!"
"Головы две! Без сомненья!"-
Это Мишкино решенье.
Мой ответ был очень прост:
"Чем виляет - это хвост!
Где шевелится едва,
Значит, там и голова!"
Юркнул в землю наш червяк.
И досадно стало так!
Не узнали о простом:
Головой махнул? Хвостом?
Ю. Верамей
Публикация «Наблюдение за дождевыми червями в подготовительной группе» размещена в разделах
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Еще Н. К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения. В процессе наблюдения у дошкольников формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природы как средству развития логического мышления придавал К. Д. Ушинский: "считаю эти предметы самыми удобными, чтобы приучить детский ум логичности. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей".
Ребята группы «Ласточка» очень любознательны и после весеннего дождя на прогулке увидели на тропинке дождевого червя, и им стало интересно о том, как питается червь, и зачем они нужны?
Латинское название червей означает – vermes. Действительно. Черви очень похожи на вермишель. Поэтому науку о дождевых червях и назвали вермикология. Черви – это крупные беспозвоночные почвенные животные, которые питаются растительными остатками. Дождевые черви – это непрерывно работающие мини - фабрики по производству гумуса (органического вещества почвы).
Дождевой червь имеет вытянутое, длиной 1 – 2 см, в среднем 10 -16 см тело, но бывает и до 3-х метров. В отличие от круглых червей, всё тело дождевого червя поделено кольцевыми перетяжками на 100 - 180 члеников. На каждом членике маленькие щетинки. Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.
Роясь в земле, черви разрыхляют почву и этим открывают доступ воздуху и воде, необходимым для полного разложения органических веществ. Прелые листья и другие, растительные и животные остатки они затаскивают внутрь своих подземных ходов и этим способствуют обогащению почвы перегноем, а, роясь в глубине, пропускают землю через свой кишечник, перемешивают почву и увеличивают толщину её плодородного слоя. На разрыхлённой, перемешанной и обогащённой перегноем почве пышно развивается растительность. Но черви могут объедать корни растений. Поэтому комнатным растениям они не нужны, а можно использовать почву после переработки червями.
Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.