Мария Сергеевна Русакова
Наблюдение за детским коллективом: с чего начать педагогу?
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за детским коллективом: с чего начать педагогу
В определенный момент своей профессиональной деятельности воспитатели, а тем более психологи детских садов и старшие воспитатели могут столкнуться с необходимостью оценить группу детей как единый коллектив. Это очень важно, ведь атмосфера в группе влияет и на детей, и на взрослых. Иногда очень важно понять, что же происходит в детском коллективе, ведь без этого невозможно правильно повлиять на детей, помочь им, научить чему-то новому.
Публикация «Наблюдение за детским коллективом: с чего начать педагогу?» размещена в разделах
В помощь воспитателям в нашем дошкольном отделении была разработана система критериев для оценки взаимодействия детей в группе. Эти диагностические критерии применимы к анализу общения детей начиная со средней группы. Всего таких показателей 10, остановимся подробнее на каждом из них.
1. Сформированность и численность подгрупп
Это критерий показывает, насколько разобщена группа детей. Бывает так, что дети играют в подгруппах с жесткими границами, не пуская сверстников «со стороны». В другом случае дети, наоборот, очень гибко перемещаются среди подгрупп, выбирая себе занятие по интересам, и в каждой новой компании его рады видеть. Численность подгрупп тоже может быть специфична: кто-то разбивается на диады-триады, кто-то делится на группы по 6-7 человек.
Следует помнить, что девочки чаще мальчиков играют в малых подгруппах закрытого типа. Но если в группе наблюдается выраженная разобщенность и закрытость подгрупп, это все равно должно вызывать у педагога настороженность. Для социализации ребенка будет более полезно, если он сможет иметь больше друзей, участвовать в разных играх по своим интересам, не встречая социальных преград.
2. Общение девочек и мальчиков
Следует помнить, что уже в средней группе мальчики и девочки начинают играть отдельно друг от друга, так как их интересы различаются. Но существует много игровых ситуаций, которые не предполагают разделение детей по половому признаку: подвижные игры, дидактические и т. д. Желательно, чтобы в этом случае дети обоих полов играли вместе, так как это позволит им сформировать более полные представления об особенностях поведения друг друга, выработать более корректные представления о полоролевом поведении.
3. Атмосфера в подгруппах
Атмосфера в группе и подгруппах – ключевой критерий анализа, который сразу бросается в глаза любому наблюдающему. Хотя дошкольникам порой бывает непросто договориться друг с другом, очевидно, что настроение детей в группе должно быть хорошим. Дети не должны раздражаться друг друга, стремиться прямо или косвенно навредить сверстникам. Также педагога должны озадачивать ситуации, когда в группе настроение детей чрезмерно положительное. Такие дети часто эмоционально перевозбуждены, имеют сложности с произвольностью. А атмосфера вседозволенности лишь стимулирует их к легкомысленности и невнимательности, «растормаживая» даже вдумчивых детей.
4. Характер игр
Характер игр имеет важное значение для анализа уровня развития детей. К средней группе подавляющее большинство ребят активно играют друг с другом в сюжетно-ролевые игры. Более старшие ребята достигают такого уровня самоорганизации, что пытаются играть в подвижные игры по правилам. Бывает и так, что педагогам настолько удается увлечь детей познавательной деятельностью, что ребята начинают совместно играть в настольно-печатные игры, что открывает перед детьми новые горизонты развития. Возникает групповая норма, которая показывает всем детям, что хорошо и правильно заниматься спортом, познавательными играми. Задать нужный вектор заинтересованности по силам педагогу группы.
5. Лидерство
Анализируя критерий лидерства, следует ответить на два вопроса. Во-первых, группа может стремиться как к определению лидерства, так и к равенству. Во-вторых, лидерство бывает позитивным, «правильным», и негативным, деструктивным для группы. Очень важно понять, не влияет ли лидер группы на своих сверстников негативно, не учит ли их плохому. Если же педагогу удастся поставить в лидеры социально правильного ребенка, то другие дети потянутся за ним к хорошему.
6. Взаимовлияние группы и отдельного ребенка
Группа всегда влияет на своих членов. Важно оценить, каково это влияние: позитивное или негативное; непроизвольное (дети подражают друг другу про своей воле) или произвольное (ребята осознанно стимулируют друг друга вести себя определенным образом).
Бывает и обратная ситуация, когда фигура одного ребенка оказывает влияние на всю группу. В последнем случае очень важна роль педагога : именно его поведение делает из ребенка такой образец для сверстников. При обнаружении такой ситуации следует задуматься, какие именно качества взрослый поощряет в ребенка и «транслирует» их через него в группу.
7. Наличие конфликтов в группах, их характер
Конфликты имеют место в любом коллективе, тем более в детском. Важно лишь, чтобы, во-первых, они не были слишком частыми, во-вторых, чтобы были продуктивными. Иными словами, конфликт должен помогать решить конкретную проблему, стимулировать диалог и мышление детей, чтобы они учились слышать друг друга и искать компромисс. Негативные же конфликты подразумевают лишь ссоры, взаимное недовольство, переход на личности, поэтому таких ситуаций в группах должно быть как можно меньше. Особо опасны ситуации, когда дети конфликтуют скрыто, исподтишка.
Дополнительно следует оценить содержание конфликтов: по поводу чего именно спорят дети? Это могут быть игрушки, территория для игры, борьба за лидерство и внимание сверстников и т. д. Педагог, оценив предмет конфликта, часто может разрешить ситуацию незамедлительно, предотвратив все недоразумения.
8. Проявление агрессии
Агрессия – одна из самых нежелательных форм поведения в группе. Бывает она трех главных видов. Первая – от незнания того, как правильно поступить; в этом случае ребенок просто выбирает самый простой путь решения свой проблемы, например толкает соседа вместо того, чтобы пригласить играть. Второй тип агрессии – инструментальный; такие дети ведут себя агрессивно только когда им надо добиться чего-то конкретного, не преследуют сверстников. Например, такие дети могут толкаться за место в строю, чтобы быть первыми или стоять рядом с другом. Третий тип агрессии тесно связан со злобой; таким детям доставляет удовольствие мучить сверстников, обижать их. Важно понять, почему в группе случаются агрессивные стычки, что стоит за поведением каждого из таких детей. Только тогда в беседе с ними педагог сможет быть убедителен и справедлив.
9. Оказание взаимопомощи и поддержки
Оказание взаимопомощи и поддержки – критерий, отражающий уровень сплоченности детского коллектива. Будучи в силу возраста эгоцентричны, дети все же способны думать о благе других, помогать им, сочувствовать. Такое просоциальное поведение улучшает атмосферу в группе, самочувствие и детей, и взрослых. Направить детей на этот правильный путь может взрослый, своим примером показывая, как можно быть доброжелательным и отзывчивым.
10. Наиболее распространенные детские негативные социальные реакции
Последний критерий – частный, позволяет выявить наиболее типичные поведенческие проблемы детей. У ребенка малыша могут быть свои собственные трудности. Внимание должны привлекать те ситуации, когда в группе очень много детей с одной и той же проблемой. В этом случае ответственность за такое «единообразие» однозначно лежит на педагоге, по некой причине закрывающем глаза на эти трудности. Среди таких реакций могут быть демонстративность, негативное самопредъявление, раздражительность, инфантильная обидчивость и т. д.
Предложенные показатели помогут провести рефлексию особенностей каждой группы, составить ее индивидуальный профиль. Мы надеемся, что разработанная нами система диагностических критериев поможет всем педагогам правильно оценить особенности каждой конкретной группы и выбрать в соответствии со ФГОС оптимальный путь для ее дальнейшего развития.