Приложение МААМ

Консультация «Наблюдение в работе воспитателя»

Смирнова Елена Александровна
Консультация «Наблюдение в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение.

Публикация «Консультация „Наблюдение в работе воспитателя“» размещена в разделах

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом. Повседневные заботы по уходу за маленькими детьми, поддержанию порядка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его интерес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого малыша, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведением детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью. В отношении детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации новых умений, формирующихся у ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимодействия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятельности, которая соответствовала бы его естественному ходу развития. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к ребенку, создать условия для продвижения вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Необходимым условием успешной работы воспитателя является координация усилий с коллегами: вторым воспитателем, помощником, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей музыкальным руководителем, учителем-логопедом, психологом и т. д.) Совместное обсуждение, участие в ведении записей, внесение дополнений по-могут лучше понять ребенка, разработать совместную программу взаимодействия с ним.

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житейских или интуитивных представлений о ребенке данного возраста, иметь научные знания о закономерностях психического развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возможные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе и на детской площадке. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить малышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае необходимости провести педагогическую коррекцию или обратиться за помощью к психологу.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Способы фиксации зависят от характера наблюдений и от педагогических целей.

Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

- позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка.

- позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

- позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

- оперативность получения информации.

- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

- регистрация событий в момент их протекания;

- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

- на результаты наблюдений могут повлиять: настроение наблюдателя;

- его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

- его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях);

- адаптированность наблюдателя к происходящему.

Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) систематичность.

Виды наблюдений.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ– это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

ОПОСРЕДОВАННОЕ (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица (студенты, другие педагоги и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести.

ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведётся наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения наблюдателя, то речь идёт о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, диктофон.

НЕ ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение со стороны.

НЕПРЕРЫВНОЕ (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса.

ДИСКРЕТНОЕ (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.

Алгоритм действия при наблюдении:

- определение цели и задач;

- определение объекта наблюдения;

- определение ситуации наблюдения;

- способ фиксации результатов наблюдения

Действия педагога.

1. Определить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.

2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа, предмет наблюдения (поведение индивида или группы, ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Способы фиксации результатов наблюдения:

1. Регистрация эпизодов. Эпизоды - это короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда, где, что послужило толчком, какова реакция ребенка, чем закончилось действие. Описание должно быть кратким и не оценочным, может быть единичным и серийным. Для записи наблюдения используется блокнот или тетрадь.

2. Повествование или дневниковые записи. Это чаще всего записи впечатлений о групповой или индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они используются при многодневных наблюдениях. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей.

3. Карта наблюдения. Карта дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в различных видах деятельности. Обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карты обеспечивают информацией о развитии интегративных качеств и о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития.

4. Видеозапись. Фотографирование. Аудиозапись

Принципы наблюдения:

* Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса.

* Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

* При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно у него развивать.

* Наблюдение должно проводиться в течение не менее двух недель.

Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т. д.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

-Уважаемые коллеги! Консультацию я предлагаю закончить игрой «Найди три отличия».

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т. д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.

Публикации по теме:

Консультация «Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста". Воспитатель:.

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Использование ИКТ в работе воспитателя ДОУ ИКТ в работе с детьми ДОУ Что же такое ИКТ? Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие.

Консультация «Использование облачных технологий в работе воспитателя» ЧТО ТАКОЕ ИКТ… Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникативными. Информационные технологии - комплекс.

Лэпбук в работе воспитателяЛэпбук в работе воспитателя В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным.

Консультация «Лэпбук в работе воспитателя» Зародился лэпбукинг на западе, однако американцы подхватив идею развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лэпбук".

Наблюдение воспитателя за поведением детей во время просмотра детских спектаклейНаблюдение воспитателя за поведением детей во время просмотра детских спектаклей В наш детский сад в очередной раз приехал театр со спектаклем "По-щучьему велению". Такие представления дают возможность приобщить детей.

Консультация «О работе воспитателя с родителями по вопросу предупреждения дорожно-транспортного травматизма» Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя» Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья.

Средства МЗО в работе воспитателя Комплекс упражнений Перечень возможных упражнений Результат Упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковые игры) «Пароход» «Очки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Наблюдение в работе воспитателя»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 07:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Наблюдение в работе воспитателя»» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Елена Александровна (УИ 2024630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД