Татьяна Гаврилова
Консультация «О работе воспитателя с родителями по вопросу предупреждения дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях.
Профилактическая работа с родителями может быть организована на родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми в дошкольное учреждение. В беседах с родителями (взрослыми) в обязательном порядке следует объяснять психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах, ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.
Публикация «Консультация „О работе воспитателя с родителями по вопросу предупреждения дорожно-транспортного травматизма“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
К чтению лекций и проведению бесед с родителями рекомендуется привлекать специалистов-психологов, педагогов, юристов, а также сотрудников различных служб Госавтоинспекции, умеющих разъяснять правила дорожного движения.
Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.
Родителей необходимо обучать правилам дорожного движения, учитывая, что далеко не все они знают их, объяснять, почему необходимо всегда держать дошкольников за руку при переходе дороги. Родители должны понимать, что в силу своего возраста дошкольники не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи ее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т. д.
Поэтому целесообразно периодически читать лекции, раскрывающие основные дорожные понятия и правила поведения с детьми на улицах и дорогах.
Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.
Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.
Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.
Родители должны быть проинформированы о ДТП с участием детей (пешеходов и пассажиров) и причинах их совершения, в результате которых погибли и получили травмы дошкольники. Необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где произошло ДТП, и раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.
По официальной статистике основными причинами ДТП могут быть следующие нарушения правил дорожного движения :
— переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода, в неустановленном месте;
— неподчинение сигналам светофора;
— неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений и т. д. ;
— игра на проезжей части дороги;
— движение вдоль проезжей части по направлению движения транспорта;
— движение по проезжей части дороги при наличии тротуара. Возможен показ родителям фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми и подростками, что вызывает у родителей сильные эмоциональные переживания. Элемент экстремальности может способствовать повышению бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям в поведении в дорожной среде.
Следует обращать внимание родителей на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая - июня по сентябрь. То есть во время каникул, когда дети остаются без присмотра. Почти половина общего числа ДТП приходится на последние дни недели — с пятницы по воскресенье, в период с 17 до 19 ч.
Рекомендуется также проводить индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу «риска», как наиболее импульсивные, подвижные или, напротив, заторможенные.
В работе с родителями следует уделять особое внимание формам общения с ними и учету заинтересованности, активности в получении знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. В одних случаях требуется приобщение родителей к чтению популярной литературы по правилам дорожного движения, ознакомление их с публикациями в прессе по проблемам профилактики ДДТТ, подробное раскрытие им причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей в качестве пешеходов или пассажиров.
В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом», предложение выступить перед другими родителями, если они автомобилисты, врачи-травматологи или специалисты по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Эффективны проводимые в некоторых дошкольных учреждениях выставки настольных дидактических игр, литературы по правилам дорожного движения, плакатов. Можно вручать родителям и тематические памятки, например, по вопросам : «Как научить ребенка наблюдательности на улицах и дорогах», «Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах и др.», «Как переходить с ребенком проезжую часть дороги». Такие памятки воспитатели могут составить совместно с работниками подразделений пропаганды Госавтоинспекции.
Рекомендации родителям младших дошкольников
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
В этом возрасте ваш малыш должен знать:
• на дорогу выходить нельзя;
• дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
• переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
• пешеходы – люди, которые идут по улице;
• когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
• машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
• когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
• чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”
Рекомендации родителям старших дошкольников
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила :
o Ходить по тротуару следует с правой стороны.
o Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
o Переходить дорогу полагается только шагом.
o Необходимо подчиняться сигналу светофора.
o В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни, чтобы не упасть.
o Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
o Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
o Играть можно только во дворе.