Галина Анатольевна Курымшина
Наблюдение как метод развития познавательного интереса
▼ Скачать
НАБЛЮДЕНИЕ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА.
Общая цель воспитания в ДОО- личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1. Формирование ценностного отношения к окружающему миру,другим людям,себе.
2. Овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также вырабатанных нормах и правилах поведения.
Публикация «Наблюдение как метод развития познавательного интереса» размещена в разделах
3. Приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями и правилами,принятыми в обществе.
Главной нитью программы идет ценность знаний, а это есть познавательный процесс. Ребенок, он пришел в мир. Мир прекрасный и удивительный, но ребенку все в новинку и если окружающие его люди будут помогать ему познавать мир, исследовать, то он вырастет интеллектуальной личностью, готовой и дальше обогащать свои знания.
Ребенок приходит в этот мир уже с врожденной познавательной активностью. Поэтому взрослому необходимо помочь ребенку впитать в себя всё интересное, что окружает его, научить выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы по полученным знаниям. Но всем известно, что ребенок лучше всего усваивает, если он наглядно видит, или лучше всего сам опробует предмет, который он наблюдает.
Как писал В. Сухомлинский «Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».
Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.
Включение различных органов чувств, в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Ребенок должен увидеть, потрогать и обследовать сам.
Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности - созерцание, рассматривание, экспериментирование.
Очень важно правильно организовать процесс наблюдения, чтобы ребенок смог вынести зерно знания из своей деятельности. Но он должен не просто так наблюдать,а должна быть цель, для чего ребенок это делает и роль взрослого помочь определить эту цель.
Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что «наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста».
С одной стороны наблюдение обогащает детей знаниями об объекте, с другой стороны оно требует, чтобы ребенок имел определенный объём познаний, который поможет ему исследовать, получить новые знания и сделать выводы по предмету наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано, но небольшой опыт не позволяет ребенку видеть все стороны предметов.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Обучение можно построить по- разному. Можно ребенку дать просто дать «сухой» материал, не опираясь на чувственную основу и тогда познавательные способности, такие как интерес к окружающему миру, наблюдательность, любознательность не будут развиты. Ребенку надо все попробовать, потрогать и тогда он с интересом начнет изучать всё то, что его окружает.
Наблюдение имеет свою структуру:
1. Начало наблюдения, постановки цели и обозначение методов исследование предмета.
2. Основная часть: обеспечить детям доступ к самостоятельному сенсорному восприятию наблюдаемого объекта и с помощью вопросов репродуктивного, поискового или обобщающего характера помочь детям получить необходимую информацию по наблюдаемому предмету.
3. Завершающий этап, дети путем обследования приходят к выводу и устанавливают причинно-следственные связи по наблюдаемой деятельности.
В зависимости от наблюдения их можно разделить на:
1. Фронтальные.
2. Групповые.
3. Индивидуальные.
Наблюдения делятся по содержанию:
• наблюдения за животными,
• наблюдения за растениями,
• наблюдения за явлениями неживой природы,
• наблюдения за сезонными изменениями,
• наблюдения за погодой,
• наблюдения за трудом взрослого в природе и т. д.
Сейчас большое внимание уделяется трудовому воспитанию, поэтому очень хорошо объединять наблюдения с трудовыми поручениями. Например, понаблюдали за листопадом и помогли собрать листья на участке. Наблюдаем за цветами на клумбе, убрали сорняки и взрыхлили почву и т. д.
Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе.
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность.
Если мы выстроим правильно работу с детьми и будем давать больше самостоятельности в овладении знаний, то наши дети вырастут с пытливым умом и умением рассуждать, делать выводы и заботливым отношением ко всему, что нас окружает.