МААМ-картинки

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями

Мария Борисова
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями

В системе планирования в нашей старшей комбинированной группе применяется принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.

Группа комбинированной направленности состоит из обучающихся старшего дошкольного возраста: 12 человек с заключениями ТНР ОНР III уровень речевого развития сроком на 2 года обучения, с сопутствующей дизартрией.

Публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями» размещена в разделах

В начале учебного года учитель-логопед познакомил воспитателей с результатами проведенного обследования, прошло совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по развитию детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип взаимосвязи диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, детьми и их законными представителями.

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства организации взаимодействия нами были разработаны:

1. Перспективный тематический план.

2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями.

3. Экран звукопроизношения (таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности).

Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми нарушениями с учетом:

- структуры нарушения;

- реализации индивидуально-личностного подхода;

- закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

• формирование фонематического слуха, восприятия;

• развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

• преодоление нарушений слоговой структуры слова;

• обогащение словарного запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование связной речи;

• обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает:

• диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

• развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления

• постановку и автоматизацию поставленных звуков

• развитие фонематического слуха

• усвоение норм лексико-грамматических категорий

• обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию

• формирование речевого дыхания

• коррекцию нарушений слоговой структуры

• развитие просодической стороны речи

• профилактику нарушений письма и чтения

• совершенствование общей и мелкой моторики

Задачи, над которыми работают воспитатели:

• постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики

• закрепление произношения поставленных логопедом звуков во время занятий и в свободной деятельности

• обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы

• упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий

• развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на доступном речевом материале

• формирование связной речи

• закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда.

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, индивидуально-подгрупповые занятия во второй половине дня по автоматизации звуков, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Еженедельные задания логопеда в дневнике взаимосвязи с воспитателями включают в себя следующие разделы:

• отрабатываемый в рамках лексической темы предметный, глагольный словарь, словарь признаков и наречий;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• игры на развитие лексико – грамматических категорий;

• упражнения по формированию связной речи;

• задания по обучению грамоте, формированию звуко-буквенного анализа;

• индивидуальная работа.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуально-подгрупповой форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности размещается на видном месте в учебной комнате и дает воспитателям информацию о том, какие звуки у какого ребенка группы поставлены и требуют закрепления.

Только тесная взаимосвязь и слаженность работы учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 21:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями» (включая файлы) размещена пользователем Мария Борисова (УИ 229728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД