Мария Борисова
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями
В системе планирования в нашей старшей комбинированной группе применяется принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.
Группа комбинированной направленности состоит из обучающихся старшего дошкольного возраста: 12 человек с заключениями ТНР ОНР III уровень речевого развития сроком на 2 года обучения, с сопутствующей дизартрией.
Публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями» размещена в разделах
В начале учебного года учитель-логопед познакомил воспитателей с результатами проведенного обследования, прошло совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по развитию детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип взаимосвязи диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, детьми и их законными представителями.
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Для удобства организации взаимодействия нами были разработаны:
1. Перспективный тематический план.
2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями.
3. Экран звукопроизношения (таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности).
Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми нарушениями с учетом:
- структуры нарушения;
- реализации индивидуально-личностного подхода;
- закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
• формирование фонематического слуха, восприятия;
• развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
• преодоление нарушений слоговой структуры слова;
• обогащение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи;
• формирование связной речи;
• обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
• диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
• развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления
• постановку и автоматизацию поставленных звуков
• развитие фонематического слуха
• усвоение норм лексико-грамматических категорий
• обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
• формирование речевого дыхания
• коррекцию нарушений слоговой структуры
• развитие просодической стороны речи
• профилактику нарушений письма и чтения
• совершенствование общей и мелкой моторики
Задачи, над которыми работают воспитатели:
• постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
• закрепление произношения поставленных логопедом звуков во время занятий и в свободной деятельности
• обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы
• упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
• развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на доступном речевом материале
• формирование связной речи
• закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.
Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, индивидуально-подгрупповые занятия во второй половине дня по автоматизации звуков, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Еженедельные задания логопеда в дневнике взаимосвязи с воспитателями включают в себя следующие разделы:
• отрабатываемый в рамках лексической темы предметный, глагольный словарь, словарь признаков и наречий;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий;
• упражнения по формированию связной речи;
• задания по обучению грамоте, формированию звуко-буквенного анализа;
• индивидуальная работа.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуально-подгрупповой форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.
Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности размещается на видном месте в учебной комнате и дает воспитателям информацию о том, какие звуки у какого ребенка группы поставлены и требуют закрепления.
Только тесная взаимосвязь и слаженность работы учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.