Юлия Зубова
Детско-родительский проект «Давайте познакомимся»
Название проекта "Давайте познакомимся"
Тип проекта Детско-родительский, эмоционально-социальное развитие, кратковременный проект
Обоснование актуальности проблемы, решаемой за счет проекта
Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособлением к ее условиям. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Публикация «Детско-родительский проект „Давайте познакомимся“» размещена в разделах
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, т. е. АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимы:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
- подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Для того чтобы реализовать все выше перечисленное нами был в начале учебного года реализован проект «Давайте познакомимся»
Цель проекта - Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
2 Создание условий для реализации проекта:
- знакомство с семьями воспитанников.
- знакомство с особенностями и характером каждого ребенка.
- знакомство детей с детским садом, с группой и педагогами ДОУ
Продукт проекта 1 Коллажи, плакаты или мини-плакаты под названием
«Знакомьтесь- это я!»
2. Альбом «Я и мой город».
3. Плакат с сотрудниками ДОУ
Задачи - Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
- Активизировать родительское участие в подготовке ребёнка и семьи к посещению детского сада.
- Стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы.
- Поощрять взаимодействие родителей и сотрудников ДО
-Развитие творческих возможностей
Этапы реализации проекта 1 этап – Подготовительный :
Предоставление информации родителям о предстоящем проекте «Давайте познакомимся»:
Беседа на первом собрании о необходимости помочь детям адаптироваться к новым условиям ДОУ, беседа о важности взаимодействия с педагогами группы и необходимости реализовать детско-родительский проект.
Задание для родителей: Сделать представление семьи. (Рубрики: наша семья (состав семьи, наши имена (как зовут маму, папу и т. д) Чем увлекаются, что любим делать. Рассказ проиллюстрировать фотографиями, рисунками и аппликациями. Работы можно оформить в виде книжки, фотоальбома или на отдельных листах) Работы будут оцениваться по разным номинациям.
2 этап- Основной: (адаптационно-исследовательский):
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность:
- беседы с родителями.
- практическая деятельность:
- работа с детьми;
- поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
-Оформленные работы приносятся в группу, с каждым плакатом и ребенком проводится презентация его в группе с помощью воспитателей и родителей, затем организовывается выставка в группе «Давайте познакомимся».
- Игры знакомства: «Кто в домике живет», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Иди ко мне», «Собираем игрушки»;
- Консультации:
1. «Адаптация ребенка в детском саду»
2. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка».
3 этап- Заключительный
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
- установление контакта непосредственно с ребенком. Ребенок может составить короткий рассказ о себе от первого лица.
- Награждение участников в различных номинациях
-Оформление проекта: оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, которые дети могут постоянно рассматривать и показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить разнообразные мероприятия: занятия, беседы и встречи с интересными людьми.
Критерии и показатели эффективности проекта 1 Критерий : Участие в реализации проекта всех семей группы.
2 Критерий: Адаптация детей завершена благополучна.
3 Критерий : Оформление группы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
4 Критерий: Ребенок может рассказать о себе и своей семье
Ожидаемые социальные эффекты проекта безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
№ Этап работы Содержание этапа Полученный результат этапа Исполнители,ответственный Сроки (даты)
1 подготовительный
Предоставление информации родителям о предстоящем проекте «Давайте познакомимся»:
Беседа на первом собрании о необходимости помочь детям адаптироваться к новым условиям ДОУ, беседа о важности взаимодействия с педагогами группы и необходимости реализовать детско-родительский проект.
Задание для родителей: Сделать представление семьи. (Рубрики: наша семья (состав семьи, наши имена (как зовут маму, папу и т. д) Чем увлекаются, что любим делать. Рассказ проиллюстрировать фотографиями, рисунками и аппликациями. Работы можно оформить в виде книжки, фотоальбома или на отдельных листах) Работы будут оцениваться по разным номинациям.
Родители включены в совместную деятельность с ДОУ и реализации проекта «Давайте познакомимся.»
Воспита-тели и родители 1 неделя сентября
2 Основной
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность:
- беседы с родителями.
- практическая деятельность:
- работа с детьми;
- поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
-Оформленные работы приносятся в группу, с каждым плакатом и ребенком проводится презентация его в группе с помощью воспитателей и родителей, затем организовывается выставка в группе «Давайте познакомимся».
- Игры знакомства: «Кто в домике живет», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Иди ко мне», «Собираем игрушки»;
- Консультации:
1. «Адаптация ребенка в детском саду»
2. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка».
Дети включаются в процесс реализации проекта и вместе с воспитателями и родителями становятся полноценными участниками партнерских отношений Воспитатели, дети и родители.
2 и 3 недя-ля сентябры
3 Заключительный Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
- установление контакта непосредственно с ребенком. Ребенок может составить короткий рассказ о себе от первого лица.
- Награждение участников в различных номинациях
Оформление проекта: оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, которые дети могут постоянно рассматривать и показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить разнообразные мероприятия: занятия, беседы и встречи с интересными людьми. Воспитатели знакомы с семьями воспитанников. Дети рассказывают о себе и своей семье, видят в группе оформленную выставку-совместный результат работы с родителями и воспитателями Воспитатели, дети и родители.
4 неде-ля сентября
Данные по диагностике эффективности реализации проекта
Критерии1 График 1 в приложении 1
Критерии2 График 2 в приложении 1
Критерии3 График 3 в приложении 1
Критерии 4 График 4 в приложении 1