Людмила Росянова
Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-
ДЕТСКИЙ САД № 110
Воспитатель: Росянова Л. А.
Тема: Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников.
(из опыта работы)
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее время происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений образовательных программ нового поколения, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к развитию мышления дошкольников.
Публикация «Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация игровой, учебной, творческой деятельности и общения.
Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Одним из направлений в познании является метод мысленного моделирования. На сегодняшний день слабо разработанные теоретические и практические аспекты процесса мысленного моделирования в дошкольном образовании требуют специального рассмотрения.
Доказано влияние идей обсуждаемых теорий в организации мысленного моделирования – схематизации. Подтверждено, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Развитии мыслительных процессов при помощи мысленного моделирования в организованной учебной и свободной деятельности определяется следующими видами моделирования:
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
Необходимость развития мышления ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого - развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др). При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.
Исследования многих психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает:
• дифференцированное восприятие;
• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
• логическое запоминание;
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии мысленного моделирования – схематизации. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Нами подтверждается, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Усвоить понятие на основе мысленного моделирования - это, значит, осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём, его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Мыслительный процесс при моделировании - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.). Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов. Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей, различают следующие виды моделирования:
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
Моделирование - один из методов познания и преобразования мира, исследования предметов и явлений путём построения и изучения реальных или идеальных моделей. Моделирование приобрело универсальное значение и стало общенаучным методом познания, особенно в случаях, когда прямое исследование фактов и объектов невозможно или нецелесообразно. Всякая человеческая деятельность начинается с создания представления о ситуации, о цели, о предполагаемом способе действий и т. д., т. е. с моделирования. «Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». Смоделировать можно любой объект, группу предметов, ситуацию или факт и, кроме того, моделирование может осуществляться как в мыслях одного человека, так и в умах группы детей, объединенных какой-либо задачей.
Можно выделить следующие признаки модели:
- модель воспроизводит или отражает объект исследования;
- модель способна замещать объект исследования;
- изучение модели даёт новую информацию об объекте.
Способами реализации моделей являются:
1. Предметное моделирование предназначено для создания материальных моделей или подбора вещественных аналогов. Характеризуются сходством с некоторыми внешними формами, а в ряде случаев и других имеющихся характеристик, присущих оригиналу.
2. Логическое моделирование, заключающееся в описании средствами логики и многообразия отношений, существующих между предметами и явлениями материального мира? К ним относятся:
а) модели - описания (обобщения). Это модели некоторого абстрактного описания объектов с помощью знаков определенной природы, описания, из которого вытекают новые знания об объектах;
б) модели — интерпретации. Специально эти модели стали изучаться теорией моделей, которая рассматривает отношения между свойствами высказываний.
в) модели - аналоги. Это все возможные степени сходства любых объектов (систем, во всех или некоторых существенных качествах, связях, признаках, отношениях.
3. Мысленное моделирование — это образные и логические представления ребенка об окружающем мире. Модели такого вида создаются путём идеализации деятельности исследователя. Они являются идеальными и тогда, когда их элементы зафиксированы при помощи знаков, рисунков, чертежей и других материальных средств, потому что все преобразования в них, все переходы в другие сочетания осуществляются мысленно, в сознании ребенка.
Модель может фиксировать одно или несколько свойств объекта, процесса, а также являться проектом новых вещей или объектов, не существовавших ни в прошлом, ни существующих в настоящем. По этому основанию принято выделять следующие классы моделей:
- модели, отражающие и воспроизводящие существующие в настоящем объекты;
- модели - реконструкции существовавших в прошлом объектов;
- модели - проекты объектов или вещей, процессов, явлений будущего;
При деятельности в поисках и получении новой информации по объекту используются различные средства и приёмы моделирования:
1) Приёмы, обеспечивающие накопление информации о внешних формах и признаках объектов-оригиналов, когда прямое их изучение затруднено или недоступно.
2) Как средства и приёмы отображения, используемые в моделировании, можно рассматривать рисунки, фотографии, видео и т. д.
Поэтому работа по использованию мысленного моделирования состояла из несколько этапов.
1этап. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволило преобразовать освоение учебного материала в игру.
Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приводит к тому, что они более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.
Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
2 этап. Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми.
Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, дети осваивают умение видеть самое главное и «свёртывать» понятия. Т. е. круг – это
сад, корзина, блюдо и т. д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники.
Читая произведения, предлагаем детям нарисовать самое главное, т. е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес.
Целенаправленную работу можно осуществлять и вне занятий. Например, манипуляции с геометрическими фигурами разного размера и во время игры задаём вопросы: «Сколько здесь кругов?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «В какой сказке есть число три?», «Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?» «Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?». Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя».
Формирование у детей умения использовать модель в совместной деятельности способствуют умению свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки, исправлять их, высказываться, не боясь ошибиться, строить полные предложения, выдумывать.
Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки. К концу второго этапа в старшей группе роль взрослого стала менее заметной, а роль детей стала уже как бы ведущей.
3 этап. Разработка схем для составления описательных рассказов
Разработав символику к схемам, мы постепенно увеличивали количество пунктов плана рассказа, обсуждая с детьми признаки предметов и явлений природы.
Параллельно обучению описывать предметы идёт обучение придумыванию загадок (название предмета зависит от темы занятий или беседы).
Схемы-планы дают возможность последовательно составлять рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.
В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления формированием мышления. Можно заключить, что создание мысленных информационных моделей является объективной необходимостью: а) в процессе воссоздания события посредством мысленной реконструкции ситуаций, его составляющих; б) в ходе уяснения сущности ситуации для решения частных задач. Среди мысленных моделей, в свою очередь, выделяют:
1. Образные модели.
2. Образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели.
В возрасте 5-6 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Мысленное моделирование является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий.
Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и мысленного моделирования. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям». Одним из условий реализации этих возможностей является изучение перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных нормативов.
Список используемой литературы
1. Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.
2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Венгера Л. А. – М., 1986.
3. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред. Поддьякова Н. Н. И Говорковой А. Ф. – М., 1985.
4. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. – М., 1992.
5. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
6. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.
7. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. – М., 1971.
8. Беспалько В. П. Виды моделирования на учебных занятиях. Сборник научных трудов. – Шадринск, 1999.
9. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 2005.
10. Штофф В. А. Моделирование и познание. Москва, 2007.
11. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Москва, 2004.