Лучший педагог года

Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников

Людмила Росянова
Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 110

Воспитатель: Росянова Л. А.

Тема: Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников.

(из опыта работы)

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее время происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений образовательных программ нового поколения, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к развитию мышления дошкольников.

Публикация «Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация игровой, учебной, творческой деятельности и общения.

Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Одним из направлений в познании является метод мысленного моделирования. На сегодняшний день слабо разработанные теоретические и практические аспекты процесса мысленного моделирования в дошкольном образовании требуют специального рассмотрения.

Доказано влияние идей обсуждаемых теорий в организации мысленного моделирования – схематизации. Подтверждено, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Развитии мыслительных процессов при помощи мысленного моделирования в организованной учебной и свободной деятельности определяется следующими видами моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.

Необходимость развития мышления ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого - развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др). При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает:

• дифференцированное восприятие;

• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

• логическое запоминание;

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии мысленного моделирования – схематизации. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Нами подтверждается, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Усвоить понятие на основе мысленного моделирования - это, значит, осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём, его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Мыслительный процесс при моделировании - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.). Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов. Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей, различают следующие виды моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

Моделирование - один из методов познания и преобразования мира, исследования предметов и явлений путём построения и изучения реальных или идеальных моделей. Моделирование приобрело универсальное значение и стало общенаучным методом познания, особенно в случаях, когда прямое исследование фактов и объектов невозможно или нецелесообразно. Всякая человеческая деятельность начинается с создания представления о ситуации, о цели, о предполагаемом способе действий и т. д., т. е. с моделирования. «Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». Смоделировать можно любой объект, группу предметов, ситуацию или факт и, кроме того, моделирование может осуществляться как в мыслях одного человека, так и в умах группы детей, объединенных какой-либо задачей.

Можно выделить следующие признаки модели:

- модель воспроизводит или отражает объект исследования;

- модель способна замещать объект исследования;

- изучение модели даёт новую информацию об объекте.

Способами реализации моделей являются:

1. Предметное моделирование предназначено для создания материальных моделей или подбора вещественных аналогов. Характеризуются сходством с некоторыми внешними формами, а в ряде случаев и других имеющихся характеристик, присущих оригиналу.

2. Логическое моделирование, заключающееся в описании средствами логики и многообразия отношений, существующих между предметами и явлениями материального мира? К ним относятся:

а) модели - описания (обобщения). Это модели некоторого абстрактного описания объектов с помощью знаков определенной природы, описания, из которого вытекают новые знания об объектах;

б) модели — интерпретации. Специально эти модели стали изучаться теорией моделей, которая рассматривает отношения между свойствами высказываний.

в) модели - аналоги. Это все возможные степени сходства любых объектов (систем, во всех или некоторых существенных качествах, связях, признаках, отношениях.

3. Мысленное моделирование — это образные и логические представления ребенка об окружающем мире. Модели такого вида создаются путём идеализации деятельности исследователя. Они являются идеальными и тогда, когда их элементы зафиксированы при помощи знаков, рисунков, чертежей и других материальных средств, потому что все преобразования в них, все переходы в другие сочетания осуществляются мысленно, в сознании ребенка.

Модель может фиксировать одно или несколько свойств объекта, процесса, а также являться проектом новых вещей или объектов, не существовавших ни в прошлом, ни существующих в настоящем. По этому основанию принято выделять следующие классы моделей:

- модели, отражающие и воспроизводящие существующие в настоящем объекты;

- модели - реконструкции существовавших в прошлом объектов;

- модели - проекты объектов или вещей, процессов, явлений будущего;

При деятельности в поисках и получении новой информации по объекту используются различные средства и приёмы моделирования:

1) Приёмы, обеспечивающие накопление информации о внешних формах и признаках объектов-оригиналов, когда прямое их изучение затруднено или недоступно.

2) Как средства и приёмы отображения, используемые в моделировании, можно рассматривать рисунки, фотографии, видео и т. д.

Поэтому работа по использованию мысленного моделирования состояла из несколько этапов.

1этап. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволило преобразовать освоение учебного материала в игру.

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приводит к тому, что они более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.

Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

2 этап. Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми.

Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, дети осваивают умение видеть самое главное и «свёртывать» понятия. Т. е. круг – это

сад, корзина, блюдо и т. д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники.

Читая произведения, предлагаем детям нарисовать самое главное, т. е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес.

Целенаправленную работу можно осуществлять и вне занятий. Например, манипуляции с геометрическими фигурами разного размера и во время игры задаём вопросы: «Сколько здесь кругов?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «В какой сказке есть число три?», «Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?» «Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?». Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя».

Формирование у детей умения использовать модель в совместной деятельности способствуют умению свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки, исправлять их, высказываться, не боясь ошибиться, строить полные предложения, выдумывать.

Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки. К концу второго этапа в старшей группе роль взрослого стала менее заметной, а роль детей стала уже как бы ведущей.

3 этап. Разработка схем для составления описательных рассказов

Разработав символику к схемам, мы постепенно увеличивали количество пунктов плана рассказа, обсуждая с детьми признаки предметов и явлений природы.

Параллельно обучению описывать предметы идёт обучение придумыванию загадок (название предмета зависит от темы занятий или беседы).

Схемы-планы дают возможность последовательно составлять рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления формированием мышления. Можно заключить, что создание мысленных информационных моделей является объективной необходимостью: а) в процессе воссоздания события посредством мысленной реконструкции ситуаций, его составляющих; б) в ходе уяснения сущности ситуации для решения частных задач. Среди мысленных моделей, в свою очередь, выделяют:

1. Образные модели.

2. Образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели.

В возрасте 5-6 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Мысленное моделирование является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий.

Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и мысленного моделирования. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям». Одним из условий реализации этих возможностей является изучение перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных нормативов.

Список используемой литературы

1. Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Венгера Л. А. – М., 1986.

3. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред. Поддьякова Н. Н. И Говорковой А. Ф. – М., 1985.

4. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. – М., 1992.

5. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

6. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. – М., 1971.

8. Беспалько В. П. Виды моделирования на учебных занятиях. Сборник научных трудов. – Шадринск, 1999.

9. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 2005.

10. Штофф В. А. Моделирование и познание. Москва, 2007.

11. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Москва, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность При помощи конструирования у детей развивается -техническое мышление, -концептуальное мышление, - речевая деятельность и способности: конструировать,.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Презентация «Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии» Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии «Акварелька». (СЛАЙД 1) Актуальность понятия «метапредмет» на сегодняшний день.

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников «Путешествие на планету Познавайка» Тема: Путешествие на планету Познавайка. Цель: Развивать мышление, пространственное восприятие цвета; умение выкладывать изображения по.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» Хайруллина Зульфия Хасановна 1 слайд. Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» 2 слайд.

Конспект итогового занятия по развитию интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы «КВН» Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Итоговое занятие для детей подготовительной группы «КВН» Цель: продолжать обучать детей.

Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Консультация «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» Людмила Николаевна Малахова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, АПНОО «ДВЦНО» начальная школа – детский сад.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 10:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Росянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД