Получи документы

Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников

Людмила Росянова
Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 110

Воспитатель: Росянова Л. А.

Тема: Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников.

(из опыта работы)

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее время происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений образовательных программ нового поколения, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к развитию мышления дошкольников.

Публикация «Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация игровой, учебной, творческой деятельности и общения.

Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Одним из направлений в познании является метод мысленного моделирования. На сегодняшний день слабо разработанные теоретические и практические аспекты процесса мысленного моделирования в дошкольном образовании требуют специального рассмотрения.

Доказано влияние идей обсуждаемых теорий в организации мысленного моделирования – схематизации. Подтверждено, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Развитии мыслительных процессов при помощи мысленного моделирования в организованной учебной и свободной деятельности определяется следующими видами моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.

Необходимость развития мышления ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого - развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др). При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Использование мысленного моделирования на учебных занятиях является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает:

• дифференцированное восприятие;

• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

• логическое запоминание;

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии мысленного моделирования – схематизации. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Нами подтверждается, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Усвоить понятие на основе мысленного моделирования - это, значит, осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём, его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Мыслительный процесс при моделировании - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.). Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов. Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей, различают следующие виды моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

Моделирование - один из методов познания и преобразования мира, исследования предметов и явлений путём построения и изучения реальных или идеальных моделей. Моделирование приобрело универсальное значение и стало общенаучным методом познания, особенно в случаях, когда прямое исследование фактов и объектов невозможно или нецелесообразно. Всякая человеческая деятельность начинается с создания представления о ситуации, о цели, о предполагаемом способе действий и т. д., т. е. с моделирования. «Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». Смоделировать можно любой объект, группу предметов, ситуацию или факт и, кроме того, моделирование может осуществляться как в мыслях одного человека, так и в умах группы детей, объединенных какой-либо задачей.

Можно выделить следующие признаки модели:

- модель воспроизводит или отражает объект исследования;

- модель способна замещать объект исследования;

- изучение модели даёт новую информацию об объекте.

Способами реализации моделей являются:

1. Предметное моделирование предназначено для создания материальных моделей или подбора вещественных аналогов. Характеризуются сходством с некоторыми внешними формами, а в ряде случаев и других имеющихся характеристик, присущих оригиналу.

2. Логическое моделирование, заключающееся в описании средствами логики и многообразия отношений, существующих между предметами и явлениями материального мира? К ним относятся:

а) модели - описания (обобщения). Это модели некоторого абстрактного описания объектов с помощью знаков определенной природы, описания, из которого вытекают новые знания об объектах;

б) модели — интерпретации. Специально эти модели стали изучаться теорией моделей, которая рассматривает отношения между свойствами высказываний.

в) модели - аналоги. Это все возможные степени сходства любых объектов (систем, во всех или некоторых существенных качествах, связях, признаках, отношениях.

3. Мысленное моделирование — это образные и логические представления ребенка об окружающем мире. Модели такого вида создаются путём идеализации деятельности исследователя. Они являются идеальными и тогда, когда их элементы зафиксированы при помощи знаков, рисунков, чертежей и других материальных средств, потому что все преобразования в них, все переходы в другие сочетания осуществляются мысленно, в сознании ребенка.

Модель может фиксировать одно или несколько свойств объекта, процесса, а также являться проектом новых вещей или объектов, не существовавших ни в прошлом, ни существующих в настоящем. По этому основанию принято выделять следующие классы моделей:

- модели, отражающие и воспроизводящие существующие в настоящем объекты;

- модели - реконструкции существовавших в прошлом объектов;

- модели - проекты объектов или вещей, процессов, явлений будущего;

При деятельности в поисках и получении новой информации по объекту используются различные средства и приёмы моделирования:

1) Приёмы, обеспечивающие накопление информации о внешних формах и признаках объектов-оригиналов, когда прямое их изучение затруднено или недоступно.

2) Как средства и приёмы отображения, используемые в моделировании, можно рассматривать рисунки, фотографии, видео и т. д.

Поэтому работа по использованию мысленного моделирования состояла из несколько этапов.

1этап. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволило преобразовать освоение учебного материала в игру.

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приводит к тому, что они более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.

Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

2 этап. Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми.

Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, дети осваивают умение видеть самое главное и «свёртывать» понятия. Т. е. круг – это

сад, корзина, блюдо и т. д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники.

Читая произведения, предлагаем детям нарисовать самое главное, т. е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес.

Целенаправленную работу можно осуществлять и вне занятий. Например, манипуляции с геометрическими фигурами разного размера и во время игры задаём вопросы: «Сколько здесь кругов?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «В какой сказке есть число три?», «Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?» «Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?». Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя».

Формирование у детей умения использовать модель в совместной деятельности способствуют умению свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки, исправлять их, высказываться, не боясь ошибиться, строить полные предложения, выдумывать.

Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки. К концу второго этапа в старшей группе роль взрослого стала менее заметной, а роль детей стала уже как бы ведущей.

3 этап. Разработка схем для составления описательных рассказов

Разработав символику к схемам, мы постепенно увеличивали количество пунктов плана рассказа, обсуждая с детьми признаки предметов и явлений природы.

Параллельно обучению описывать предметы идёт обучение придумыванию загадок (название предмета зависит от темы занятий или беседы).

Схемы-планы дают возможность последовательно составлять рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления формированием мышления. Можно заключить, что создание мысленных информационных моделей является объективной необходимостью: а) в процессе воссоздания события посредством мысленной реконструкции ситуаций, его составляющих; б) в ходе уяснения сущности ситуации для решения частных задач. Среди мысленных моделей, в свою очередь, выделяют:

1. Образные модели.

2. Образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели.

В возрасте 5-6 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Мысленное моделирование является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий.

Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и мысленного моделирования. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям». Одним из условий реализации этих возможностей является изучение перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных нормативов.

Список используемой литературы

1. Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Венгера Л. А. – М., 1986.

3. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред. Поддьякова Н. Н. И Говорковой А. Ф. – М., 1985.

4. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. – М., 1992.

5. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

6. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. – М., 1971.

8. Беспалько В. П. Виды моделирования на учебных занятиях. Сборник научных трудов. – Шадринск, 1999.

9. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 2005.

10. Штофф В. А. Моделирование и познание. Москва, 2007.

11. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Москва, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность При помощи конструирования у детей развивается -техническое мышление, -концептуальное мышление, - речевая деятельность и способности: конструировать,.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Презентация «Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии» Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии «Акварелька». (СЛАЙД 1) Актуальность понятия «метапредмет» на сегодняшний день.

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников «Путешествие на планету Познавайка» Тема: Путешествие на планету Познавайка. Цель: Развивать мышление, пространственное восприятие цвета; умение выкладывать изображения по.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» Хайруллина Зульфия Хасановна 1 слайд. Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» 2 слайд.

Конспект итогового занятия по развитию интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы «КВН» Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Итоговое занятие для детей подготовительной группы «КВН» Цель: продолжать обучать детей.

Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Консультация «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» Людмила Николаевна Малахова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, АПНОО «ДВЦНО» начальная школа – детский сад.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 10:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Росянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД