Приложение МААМ

Мышление у детей дошкольного возраста как психологический феномен

Светлана Давыдова
Мышление у детей дошкольного возраста как психологический феномен
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности, или у субъекта на данный момент времени, не существует.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Разновидностью мышления является логическое мышление. Логическое

мышление - это тип мыслительного процесса, во время которого используются

готовые понятия и логические инструкции. Как правило, логическое мышление

основывается на трёх признаках: 1. Временный (длительность протекания

процесса). 2. Структурный (разделение на этапы)

Средствами логического мышления являются понятия о предметах,

явлениях, их свойствах и отношениях. Признаки, входящие состав научных

понятий, - это общие и существенные признаки предметов и явлений. Как

отмечает Р. С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в

соответствии с определённой логикой.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении

сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать

классификация, которая выступает как первичная форма теоретического

познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на

составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое

из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются

вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

тракция - мыслительная операция, основанная на выделении

существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,

несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные

предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует

более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает

формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим

и существенным признакам. Основными формами логического мышления

являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и

отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть конкретными и абстрактными

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и

явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть

истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких

суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения

индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Наиболее отчетливо проявляется логическое мышление у дошкольников

при установлении ими различных связей, существующих между предметами и

явлениями. Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные

(назначение, использование предметов).

Наиболее трудным для маленьких детей оказывается раскрытие связей

пространства и времени в логическом, т. е. смысловом, их значении. Причина

этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат

на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту).

Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания

педагогов к этим зависимостям.

Логическое мышление формируется на основе образного и является

высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и

сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления

требует не только высокой активности умственной деятельности, но и

обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений

действительности.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мышление у детей дошкольного возраста как психологический феномен
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 22:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мышление у детей дошкольного возраста как психологический феномен» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова (УИ 2781193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД