Светлана Давыдова
Мышление у детей дошкольного возраста как психологический феномен
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности, или у субъекта на данный момент времени, не существует.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Разновидностью мышления является логическое мышление. Логическое
мышление - это тип мыслительного процесса, во время которого используются
готовые понятия и логические инструкции. Как правило, логическое мышление
основывается на трёх признаках: 1. Временный (длительность протекания
процесса). 2. Структурный (разделение на этапы)
Средствами логического мышления являются понятия о предметах,
явлениях, их свойствах и отношениях. Признаки, входящие состав научных
понятий, - это общие и существенные признаки предметов и явлений. Как
отмечает Р. С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в
соответствии с определённой логикой.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении
сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать
классификация, которая выступает как первичная форма теоретического
познания.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое
из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются
вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
тракция - мыслительная операция, основанная на выделении
существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,
несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные
предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует
более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает
формирование понятий.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим
и существенным признакам. Основными формами логического мышления
являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и
отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Понятия могут быть конкретными и абстрактными
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и
явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть
истинными или ложными.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких
суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Наиболее отчетливо проявляется логическое мышление у дошкольников
при установлении ими различных связей, существующих между предметами и
явлениями. Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные
(назначение, использование предметов).
Наиболее трудным для маленьких детей оказывается раскрытие связей
пространства и времени в логическом, т. е. смысловом, их значении. Причина
этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат
на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту).
Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания
педагогов к этим зависимостям.
Логическое мышление формируется на основе образного и является
высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и
сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления
требует не только высокой активности умственной деятельности, но и
обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений
действительности.