Татьяна Умерова
Мы у осени в гостях конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образования:
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровья», «Социализация» в рамках федеральных государственных требований.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
• Учить детей отражать в рисунке впечатления о золотой осени и передавать её колорит
• Учить детей понимать содержание картин
• Обогащать знания детей о разных видах живописи
Публикация «Мы у осени в гостях конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Обогащать словарь детей эстетической, эмоциональной и искусствоведческой лексикой
• Закреплять умения рисовать разнообразные виды деревьев, добиваться определенного сходства с реальными объектами, передавая их характерные признаки, использовать разные цвета для изображения стволов и кроны
• Закрепить знания детей о русских художников И. С. Остроухов, И. И. Левитан, Е. С. Волков.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности творческое, воображение, образное мышление, любознательность, наблюдательность.
• Активизировать словарный запас у детей
Коррекционные задачи:
• Развивать чувство композиции, умение планировать расположение предметов на листе
• Развитие мелкой моторики
Словарная работа:
Оборудование: проектор с экраном; интерактивная доска, дидактическая игра «Виды живописи»; «Дополни композицию» акварель, кисти №3, 6; подставки под кисти; палитры (на каждого ребенка); наглядный материал с использованием ИКТ из цикла «Золотая осень», «Что нам осень подарила»; произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня»
Предварительная работа: Чтение художественного произведения З. Федоровской «Осень», К. Бальмонт «Осень», экскурсия в городской парк, выставочную галерею, рассматривание репродукций картин разных жанров живописи.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную. И не случайно, она превратилась в осеннюю поляну. Мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок, стихов. Посмотрите сколько на нашей поляне разноцветных листьев. Давайте выберем понравившийся и пусть музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Я предлагаю послушать музыкальное произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня»
Воспитатель:
Не правда ли, ребята, прекрасная музыка! Для вас прозвучало произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыка звучала загадочно и таинственно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то осеннюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях? (В лесу, в поле, на лугу, на поляне, на тропинке) (Ответы детей)
Воспитатель: Вы услышали, как композитор музыкой передает свое отношение к осенней природе. А теперь послушайте как поэты воспевают осень в своих произведениях (воспитатель читает отрывок из литературного произведения З. Федоровской «Осень»)
***
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!"
Воспитатель:
Осень - самое выразительное время года!
Какое разноцветье красок! Многие художники любят изображать природу в своих картинах. Ребята, как называется картина, на которой изображена природа? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Воспитатель: Многие композиторы, поэты и художники посвящали осени свои произведения. Сегодня мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили осень. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны друг от друга. Давайте подойдем к экрану и внимательно рассмотрим произведения живописи из цикла «Золотая осень»
Воспитатель: Посмотрите, как И. И. Левитан, И. Э. Грабарь воспевали красоту осени. На картине Левитана осень нарядила березы в убор из золотой парчи. Кусты разукрасила в разные цвета. Одни сосны да ели остались в зеленых платьях. От этого наши леса смотрятся еще краше.
На картине Грабаря, словно девушка – молодушка, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных листиков, надела алые бусы и радует всех своей красотой
Глядя на эти картины, мы еще раз убеждаемся в том, что осень великий художник.
Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные.
Воспитатель: Как вы думаете, что хотели сказать художники, создавая эти картины? Что вы можете сказать о цветовых сочетаниях красок? Какие чувства у вас возникают? Какое настроение у вас вызывают эти картины? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята мы рассмотрели картины о природе – пейзаж. А какие жанры живописи вы знаете еще? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, еще существуют жанры живописи - натюрморт и портрет. А кто назовет, что такое натюрморт? Портрет? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, молодцы. Натюрморт - Что такое натюрморт (вид станковой живописи, изображение неодушевленных предметов (фрукты, букеты цветов). А портрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята, поиграть в игру, которая так и называется «Жанры живописи». Давайте разделимся на две команды. На мольбертах репродукции картин разных жанров живописи (портрет, натюрморт, портрет). Вам нужно внимательно посмотреть и отобрать картины по их содержанию (проходит игра)
Воспитатель: А давайте мы с вами представим себя художниками и создадим свою картину об осени. Для того, чтоб наши пальцы хорошо работали и слушались нас, нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику, которая так и называется «Осень» :
***
Осень, осень,
трем ладошки друг о друга
Приходи!
зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень,
трем ладошки друг о друга
Погляди!
ладони на щеки
Листья желтые кружатся,
плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся
ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет,
сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее,
синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы,
«птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится
барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем
имитируем
И ботинки обуваем
топаем ногами
Знаем месяцы:
ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь
кулак, ребро, ладонь
Воспитатель: Ваша задача, подумать, с чего мы начнем рисовать картины (Сначала изобразим линию горизонта, потом небо, потом землю и затем другие объекты природы.) И прежде, чем приступить к работе, подумайте, какое настроение вы хотите передать в рисунке, и какие краски для этого надо использовать (Радостное, веселое, хорошее, приподнятое, яркие, разноцветные, сочные).
Воспитатель: А что нам нужно для рисования картины? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Сегодня для рисования нам нужны будут акварельные краски, кисти №3 и №6, салфетки, вода.
(Дети подходят к столам, рисуют в процессе рисования воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающих затруднения)
Воспитатель: (Тем детям кто справился быстрее, предложить дополнить композицию дополнительными элементами)
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично справились с работой. У вас получились чудесные осенние картины. Кажется, что сама осень оставила свой разноцветный след.
Так и хочется прогуляться по этим местам, обняться с березкой и рябинкой, чтобы набраться сил и здоровья.
Вот какие художники – мастера есть у нас в детском саду. Глядя на эти работы, мне хочется послушать стихотворение, которое точно отражает то, что нарисовано на ваших картинах. (Чтение стихотворения Ю. Капустина «Осень»)
***
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Воспитатель: Ребята, мы рассматривали картины, рисовали самое время отдохнуть нашим глазкам. Для этого мы используем нашу интерактивную доску. Давайте все встанем полукругом и внимательно посмотрим за движением осеннего листочка. А сейчас самое время поиграть в игру «Дополни композицию»
Воспитатель: А сейчас я всех приглашаю в круг. Мы пока рисовали устали. Давайте выполним физкультурную минутку, которая нам поможет расслабится и отдохнуть. А называется она «Липы»
***
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами.
В танце кружится сверчок.
Покружиться.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Движения руками, как при игре на скрипке.
Крылья бабочки мелькают –
Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает.
Покружиться парами.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Танцевальные движения, как в гопаке.
Звонко хлопают ладошки!
Похлопать в ладоши.
Всё! Устали ножки!
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире Красоты. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым художником. Ребята посмотрите сколько в корзинке много осенних листочков. Сейчас я предлагаю вам выбрать по одному осеннему листочку. А сейчас поднимите листочки красного цвета и назовите, что вам особенно понравилось и почему (ответы детей). Листочки желтого цвета поднимут те кому было трудно и почему (ответы детей). А сейчас давайте вспомним, что мы интересного сегодня узнали? Что вспомнили?