Светлана Савенкова
«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы друг другу все нужны.
Экологические эксперименты старших дошкольников.
Тема: Вода и ее свойства Задачи:
• познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
• развивать и обогащать словарь детей, речь детей, логическое мышление;
• воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: водяной, карточки, глобус, вода, три сосуда разной формы, формочки, песок, разнос, стакан, ведерко, молоко, ТСО, термос, зеркало,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Публикация «„Мы друг другу все нужны“, Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Давайте сейчас отгадаем по буквам ключевое слово, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.
В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «ДЕРЕВО» и стоит она на Пятом месте.
Во второй клеточке нужна, зависать букву, которая спряталась в
слове «ГРОМ» и стоит в нем также на третьем месте.
В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово
«ДОРОГА».
И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит иа втором
месте в слове «РАМА». Итак, тема нашего занятия - «ВОДА»
Воспитатель:
Давайте подумаем и скажем, как можно связать эти слова с водой?
Дети:
Дерево питается водой, оно без воды жить не сможет.
Гром всегда сопровождается дождем.
Дорога: на дорогах всегда лужи после дождя.
Рама: можно помыть ее водой.
Воспитатель:
Скажите, а какого цвета вода? (ответы детей)
Давайте посмотрим на глобус.
Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Глобус- макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего. Воспитатель:
Что принято обозначать на глобусе и на картах синим цветом?
(ответы детей)
Синий цвет- вода, это все моря, реки, заливы, океаны нашей
планеты.
Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он
одноцветный- голубой. Это потому, что этой краски действительно
на нем больше, чем желтой, коричневой, белой, зеленой и т. д.
А сегодня вы видели воду? (ответы детей)
И вправду без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей,
Рушиться потоком селен,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем»
Мы привыкали, что вода,
Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
(Включается аудиокассета и слушается спокойное журчание веды)
Воспитатель: (стук в дверь)
А кто это к нам в гости пришел?
Ребята вы его знаете? (Ответы детей)
Водяной:
Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках, ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки.
Только не понятно, куда исчезает вода?
И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке» а в место
воды лед.
Откуда он взялся?
Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы нашего друга? Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.
ОПЫТ 1:
Для его проведения потребуется. Три сосуда разной формы: круглой,
цилиндрической н треугольной. Надо заполнить кк водой н спросить
детей:
Какую форму приняла вода? (ответы детей)
Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Вода- жидкость.
(Водяной насыпает е формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочка в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос.)
Водяной:
Видите, песок тоже меняет форму. Значит песок — жидкость.
Воспитатель:
А вы дети как думаете?
Действительно весок это жидкость (ответы детей) Попробуем доказать водяному, что он ошибается? Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: ае обижать своего собеседника, а убеждать его.
ОПЫТ 2.
Воспитатель: Опрокинем стакан с водой. Что происходит (вода растекается)
А что будет, если опрокинуть ведерко с песком (аесок ложиться горкой)
Так, что песок- это жидкость (ответы детей)
Значит вода и песок - разные вещества: вода- жидкая, песок-сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода-жидкость. Теперь необходимо определять: какого она цвета?
Водяной:
Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.
Воспитатель:
А как вы считаете? (ответы)
ОПЫТ 3
Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном — вода, в другом - молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.
Воспитатель:
Значит вода - прозрачная, а молоко - нет. Теперь рассмотрим ease одно свойство воды - у нее есть температура.
Водяной:
Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?
Воспитатель:
Давайте объясним водяному может лн у воды быть температура (ответы детей) Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?
ОПЫТ 4.
Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинакова лн она? Чем отличается?
Воспитатель:
Значит, вода может быть теплой, холодной, горячей в зависимости от
температуры.
Проводится игра «Тучка и капельки"(под музыку)[/i]
Ребята представьте, что вы капельки. Полетели иа землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались ови вместе в вотеклв маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) испарились она под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Водяной.
А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка — друзья мои рыбки, в футбол начали играть. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?
Выслушиваются ответы детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.
Воспитатель:
Что это значит: испарилась? (ответы детей) Верно превратилась в пар -шапку-неведнмку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т. е. мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим?
ОПЫТ5.
Воспитатель открывает термос с кипятком. «Что вы видите?»
(Ответы)
Держит над паром зеркальце, на нем выступают капельки воды. Их
показывают детям.
Воспитатель:
Мы узнали еще об одном состоянии воды - паре.
Итак, вы уже знаете что вода - это жидкость. Она не имеет формы. Вода принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной:
Что такое нормальные условия?
Воспитатель:
Не холодно я не жарко. Нормально! А ЕСЛИ МОРОЗ? Хотя бы самый маленькая - всего минус одян градус? Как вы думаете что произойдет с водон (ответы детей) Да вода стаиет твердой, замерзнет превратиться в твердое вещество — лез. Снег н лез — это тоже вода, только в твердом состояния. Что произойдет со льдом и снегом, если их «поселить» в теплое помещение?
Водяной:
Жалко, что снег растаял. Я люблю его, есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит, есть снег?
Воспитатель:
Водяной разве можно есть снег? Он же грязный! (ответы детей)
Водяной:
Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу, и пробовать его
не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.
Воспитатель:
Итак, вода, пар, лед — одно и тоже вещество, только в разных
состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги-
Мы ведь на планете не одни!