Приложение МААМ

«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Светлана Савенкова
«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мы друг другу все нужны.

Экологические эксперименты старших дошкольников.

Тема: Вода и ее свойства Задачи:

• познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;

• развивать и обогащать словарь детей, речь детей, логическое мышление;

• воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: водяной, карточки, глобус, вода, три сосуда разной формы, формочки, песок, разнос, стакан, ведерко, молоко, ТСО, термос, зеркало,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Публикация «„Мы друг другу все нужны“, Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Давайте сейчас отгадаем по буквам ключевое слово, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «ДЕРЕВО» и стоит она на Пятом месте.

Во второй клеточке нужна, зависать букву, которая спряталась в

слове «ГРОМ» и стоит в нем также на третьем месте.

В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово

«ДОРОГА».

И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит иа втором

месте в слове «РАМА». Итак, тема нашего занятия - «ВОДА»

Воспитатель:

Давайте подумаем и скажем, как можно связать эти слова с водой?

Дети:

Дерево питается водой, оно без воды жить не сможет.

Гром всегда сопровождается дождем.

Дорога: на дорогах всегда лужи после дождя.

Рама: можно помыть ее водой.

Воспитатель:

Скажите, а какого цвета вода? (ответы детей)

Давайте посмотрим на глобус.

Кто знает, что это такое? (ответы детей)

Глобус- макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего. Воспитатель:

Что принято обозначать на глобусе и на картах синим цветом?

(ответы детей)

Синий цвет- вода, это все моря, реки, заливы, океаны нашей

планеты.

Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он

одноцветный- голубой. Это потому, что этой краски действительно

на нем больше, чем желтой, коричневой, белой, зеленой и т. д.

А сегодня вы видели воду? (ответы детей)

И вправду без воды жизнь представить сложно.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане,

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушиться потоком селен,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем»

Мы привыкали, что вода,

Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

(Включается аудиокассета и слушается спокойное журчание веды)

Воспитатель: (стук в дверь)

А кто это к нам в гости пришел?

Ребята вы его знаете? (Ответы детей)

Водяной:

Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках, ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки.

Только не понятно, куда исчезает вода?

И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке» а в место

воды лед.

Откуда он взялся?

Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы нашего друга? Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.

ОПЫТ 1:

Для его проведения потребуется. Три сосуда разной формы: круглой,

цилиндрической н треугольной. Надо заполнить кк водой н спросить

детей:

Какую форму приняла вода? (ответы детей)

Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вода- жидкость.

(Водяной насыпает е формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочка в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос.)

Водяной:

Видите, песок тоже меняет форму. Значит песок — жидкость.

Воспитатель:

А вы дети как думаете?

Действительно весок это жидкость (ответы детей) Попробуем доказать водяному, что он ошибается? Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: ае обижать своего собеседника, а убеждать его.

ОПЫТ 2.

Воспитатель: Опрокинем стакан с водой. Что происходит (вода растекается)

А что будет, если опрокинуть ведерко с песком (аесок ложиться горкой)

Так, что песок- это жидкость (ответы детей)

Значит вода и песок - разные вещества: вода- жидкая, песок-сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода-жидкость. Теперь необходимо определять: какого она цвета?

Водяной:

Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.

Воспитатель:

А как вы считаете? (ответы)

ОПЫТ 3

Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном — вода, в другом - молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.

Дети:

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.

Воспитатель:

Значит вода - прозрачная, а молоко - нет. Теперь рассмотрим ease одно свойство воды - у нее есть температура.

Водяной:

Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?

Воспитатель:

Давайте объясним водяному может лн у воды быть температура (ответы детей) Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

ОПЫТ 4.

Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинакова лн она? Чем отличается?

Воспитатель:

Значит, вода может быть теплой, холодной, горячей в зависимости от

температуры.

Проводится игра «Тучка и капельки"(под музыку)[/i]

Ребята представьте, что вы капельки. Полетели иа землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались ови вместе в вотеклв маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) испарились она под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Водяной.

А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка — друзья мои рыбки, в футбол начали играть. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?

Выслушиваются ответы детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.

Воспитатель:

Что это значит: испарилась? (ответы детей) Верно превратилась в пар -шапку-неведнмку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т. е. мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим?

ОПЫТ5.

Воспитатель открывает термос с кипятком. «Что вы видите?»

(Ответы)

Держит над паром зеркальце, на нем выступают капельки воды. Их

показывают детям.

Воспитатель:

Мы узнали еще об одном состоянии воды - паре.

Итак, вы уже знаете что вода - это жидкость. Она не имеет формы. Вода принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.

Водяной:

Что такое нормальные условия?

Воспитатель:

Не холодно я не жарко. Нормально! А ЕСЛИ МОРОЗ? Хотя бы самый маленькая - всего минус одян градус? Как вы думаете что произойдет с водон (ответы детей) Да вода стаиет твердой, замерзнет превратиться в твердое вещество — лез. Снег н лез — это тоже вода, только в твердом состояния. Что произойдет со льдом и снегом, если их «поселить» в теплое помещение?

Водяной:

Жалко, что снег растаял. Я люблю его, есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит, есть снег?

Воспитатель:

Водяной разве можно есть снег? Он же грязный! (ответы детей)

Водяной:

Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу, и пробовать его

не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.

Воспитатель:

Итак, вода, пар, лед — одно и тоже вещество, только в разных

состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги-

Мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Проект «В гости к капельке» (младший дошкольный возраст) Визитная карточка проекта. Автор проекта: Музяева Эльвира Равилевна, воспитатель 1-й категории, п. Тюльган МБДОУ «Снежинка». Тема учебного.

Экологический проект «Чистая вода»Экологический проект «Чистая вода» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ВОДА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить эффективность реализации задач экологического образования на основе вовлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Савенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД