Бычковская Марина
Музыкотерапия в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАТЕРАПИЯ в коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста.
В современных условиях развития образования происходит активный процесс создания и внедрения в практику работы образовательных организаций вариативных программ и технологий, реализующих различные методы обучения детей.
В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей. При этом следует отметит, что состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу,по данным мировой статистики, число речевых расстройств растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей нарастает.
Публикация «Музыкотерапия в работе логопеда» размещена в разделах
Одними из таких перспективных направлений является музыкотерапия. Тонированные, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, игры-вокализации, музыкально-дидактические игры – таковы основные элементы занятий, и направлены они на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребёнка проблем, в частности развития фонематических процессов. В ходе занятий ребёнок получает слуховую «наглядность» в дополнение к зрительной и двигательной. Таким образом, в работу включаются все компоненты речи, что позволяет сделать коррекционную работу наиболее эффективной.
В этом направлении неоценимую услугу может предоставить педагогический опыт известного учёного М. Монтессори.
Музыкальное развитие ребёнка в рамках системы М. Мантиссой имеет ступенчатый характер. Первый опыт общения с музыкой приобретается в подготовительных упражнениях — на «слушание тишины».
Для этого необходимо, по мнению М. Монтессори, проводить уроки тишины, в ходе которых «душа ребёнка приобретает свою собственную награду и духовное наслаждение». Для этого упражнения не использовалось никакого особенного материала.
Для распознавания оттенков шума — шумовые коробочки, наполненные более или менее мелким сыпучим веществом (от песка до гальки и камней разных размеров, можно использовать рис, манную крупу, мелкую фасоль, кусочки древесины. Когда воспитатель трясёт коробочку, ребёнок прислушивается к шуму. Затем он должен подобрать другую коробочку с таким же шумом. Работа продолжается, пока все коробочки не будут составлены попарно. Для распознания звуков М. Монтессори использовала серию свистков Пиццоли; музыкальные инструменты : металлофон на две октавы с молоточком, набор колокольчиков, барабан, фортепиано. Такие упражнения развивают восприятие и дифференциацию различных шумов, а также способствуют развитию мелкой моторики, слуховой памяти и готовят ребёнка к восприятию музыки.
Слушание музыки---
Материалы для слушания музыки Казалось бы, что здесь сложного – просто включить проигрыватель с диском классической музыки и пусть ребёнок слушает. Наверное, вы можете делать так, но лучше слушать музыку осознанно. Для этого в Монтессори-педагогике есть целая система. Для начала следует подготовить диски с музыкой. Важное правило: один диск – одно музыкальное произведение. Оформите бокс – распечатайте портрет автора произведения и подпишите крупными буквами: Пётр Ильич Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица»». Перед ознакомлением ребё нка с очередным произведением анонсируйте: «Сейчас мы будем с тобой слушать произведение Чайковского. Это вальс из красивого балета «Спящая красавица»». Отложите все дела, присядьте с ребёнком и послушайте 2-3 минуты. Этого достаточно. Дайте ребёнку возможность самостоятельно выбирать произведения для прослушивания, научите пользоваться CD-проигрывателем. Большая ошибка считать, что музыка должна звучать фоном во время различной деятельности ребёнка. Слушание музыки должно стать событием в вашей семье. порекомендовать композиторов для первого ознакомления с музыкой. Первые в списке, конечно, Моцарт и Чайковский – признанные авторы музыкальных произведений, понятных любому ребёнку. Также стоит обратить внимания на произведения Гайдна, Вивальди, Равеля, Грига, Сен-Санса, Шопена, Баха (английские и французские сюиты).
Осторожно следует относиться к произведениям Бетховена, Вагнера – энергия их музыки слишком сильна для эмоционального восприятия малышами. Рекомендуется обращать внимание на размер музыкальных произведений. Композиции, написанные в размере 2/4, 4/4 (например, марши) лучше слушать в первой половине дня, они организуют и заставляют двигаться, а музыка в размере 3/4 (например, вальсы) подходит для вечернего слушания, она умиротворяет, успокаивает.
При выборе музыкальных произведений для детей важно соблюдать несколько рекомендаций:
Знакомство малыша с музыкой лучше начинать со струнных камерных концертов. Скрипка, арфа, виолончель, гусли, альт в сопровождении фортепиано или флейты не создают сильных вибраций и не нагружают слух ребёнка.
Не объясняйте ребёнку ничего про музыку, просто наблюдайте за его реакциями. Дети иначе воспринимают музыку, они слышат и переживают её на более глубоком уровне. Если присмотреться, то можно легко определить, нравится музыка ребёнку или нет — он замирает или начинает двигаться под мелодию, с интересом вслушивается, на его лице умиротворённое или довольное выражение.
Выбирайте музыку, в которой нет бушующих страстей, конфликтов и надлома. Детям особенно близки эмоционально Моцарт, Бах, Чайковский.
Если дать ребёнку выбор между классической музыкой и детскими песнями, он выберет классику. Классическая музыка — это многополосный язык, который много говорит о наших чувствах и эмоциях. И чем младше ребёнок, тем он лучше его воспринимает. А детские песни созданы для того, чтобы малыш мог что-то исполнить и поучаствовать в процессе.
Изучение типов интонации через прослушивание музыки улучшает невербальное общение, поскольку это понятие включает в себя не только язык тела, но и голосовую коммуникацию. Речевая интонация создаётся изменением частоты звука во время речи и состоит из ритма, тона и громкости.
Таким образом, исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что музыкотерапия является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребёнку себя успешно и комфортно.
Литература:
Дичковская И. Воспитание для жизни. Образовательная система М. Монтессори / И. Дичковская, Т. Пониманская; под ред. К. Е. Сумнительного; Моск. центр Монтессори. М., 1996. –С. 16 18 Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики: Пер. с итал. С. Г. Займовского. — СПб: Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.
2022г