инна панкевич
Музыкотерапия: оздоровительно-профилактическая направленность музыкального сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия
(оздоровительно-профилактическая направленность музыкального сопровождения)
Под музыкотерапией подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Публикация «Музыкотерапия: оздоровительно-профилактическая направленность музыкального сопровождения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Это направление носит как коррекционную. Так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми. Одной из задач музыкотерапии является гармонизация степени возбуждения центральной нервной системы у детей.
1. Музыка (стимулирующая) как средство обеспечения психоэмоционального комфорта детей.
Утром в течении получаса звучат классические и современные произведения с соответствующим мажорным, солнечным звучанием.
В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей, у которых, образно говоря, происходит «отрыв от родительской, домашней пуповины». Хотим мы этого или нет, но в эти моменты ему наносится пусть незаметная внешне, небольшая, но ощутимая травма, а потому одной из оздоровительно-профилактических задач коллектива дошкольного учреждения является создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом- детский сад. И музыка в этом плане может оказать неоценимую услугу!
2. Музыка как средство стабилизации психоэмоционального состояния детей.
После возвращения с прогулки дети нуждаются в спокойной, стабилизирующей музыке. Например, мы включаем диск с голосами природы: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д.
Перед сном постепенно музыка становится тише, звуки все глуше, и дети переходят в фазу сна.
3. Музыкально-рефлекторное пробуждение малышей после дневного сна.
Это методика разработана в противовес стандартному варианту пробуждения детей, когда воспитатель или помощник воспитателя будит всех одновременно подачей громкой отрывистой команды типа: «Дети, подъем, подъем!» или «Встали, встали!». Такой вариант подъема малышей после дневного сна также наносит определенную психическую травму ребенку, особенно «тормозного, замедленного» типа нервной системы.
Рекомендации:
1. Пробуждение после ночного и дневного сна должно быть индивидуальным, т. е. продолжаться во времени по-разному для малышей с различным типом нервной системы. В целом можно отвести на пробуждение около 10 минут; тем, кто не спал, понадобится 1-2 минуты для подъема; темя, кто спал, но чутко, -3-5 минут; есть же дети, которые спят «богатырским сном» - для их пробуждения понадобится 6-6 и более минут.
В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект!
2. Для того же, чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным, используем соответствующую музыку; относительно тихую, нежную, легкую, обещающую радость.
Десятиминутная композиция должна быть относительно постоянной, чтобы у детей выработался рефлекс-пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабленности к активной деятельности. Через некоторое время музыкальная композиция может быть заменена на другую, аналогичную, которая вскоре станет для детей такой же привычной, как и первая.
3. Большое значение для оптимального пробуждения детей имеет текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Он не должен быть громким, отрывистым, «армейским», - слова должны соответствовать ситуации пробуждения, звучать мягко и ласково.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Очень многое зависит от конкретного состояние ребенка в конкретный момент и от умных методических действий творчески работающего педагога.