Валентина Платонова
Музыкотерапия и дошкольники
▼ Скачать + Заказать документы
Платонова В. Г., старший воспитатель ДОУ № 14 Мценск
Музыка – составная часть нашей жизни, а поэтому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на всех, кто с ней соприкасается.
Порой агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются в звучание музыки, успокаиваются.
Публикация «Музыкотерапия и дошкольники» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Музыка – как сказочная вода: она может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к размышлениям, поднимать кровяное давление и вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние, улучшать рост растений, создать свою философию и даже лечить детей с ДЦП.
Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.
Музыкотерапия оказывает оздоравливающее воздействие в физическом плане, восстанавливая моторику нарушенных движений у детей, пораженных ДЦП.
Музыка и в частности – пение помогает заикающемуся ребенку и взрослому человеку преодолеть свой недуг.
Главным и первым принципом музыкотерапии, как медицины вообще, является принцип «не навреди». Вторым – принцип индивидуального подхода.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Более того, звуки имени ребенка, в буквальном смысле слова формируют его организм.
Физиологический фактор музыки изменяет различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор меняет психическое состояние ребенка.
Во-первых, музыка имеет ритм, мелодию, гармонию. Она позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизирует собственные биоритмы ребенка, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.
Во-вторых, музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Например, при нарушении дыхательных функций у детей используются детские духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки.
В-третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на детском духовом инструменте, ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру и ритму, который заложен в пьесе.
В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.
Музыка рассматривается и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что приводит к гармонизации взаимоотношений в ней.
Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач в дошкольном учреждении является создание оптимальных условий для использования музыкотерапии в период пребывания детей в детском саду.
По утрам, в момент приема детей в детский сад, включается музыка с записями произведений классической и современной музыки с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В данном случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.
Используется методика музыкально-рефлекторного засыпания и пробуждения малышей после дневного сна. Чтобы засыпание и пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, воспитатели включают тихую, нежную, легкую музыку. Это длится в течение 10 минут. Такая 10-минутная композиция носит постоянный характер, чтобы у детей вырабатывался своеобразный рефлекс на пробуждение. Через полтора-два месяца музыкальная композиция меняется на другую.
Используя нетрадиционные формы исполнения музыки, педагоги должны помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.
В методическом плане они опираются на следующее:
не все занятия обязательно озвучиваются средствами живого аккомпанемента или фонограмм;
музыкальное сопровождение включается частично:
для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;
для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;
порой включается музыка в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент, который несет определенную установку на будущее;
музыкальное сопровождение также используется во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей;
музыкальное сопровождение можно делать и комбинированным, сочетая как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру на детских музыкальных инструментах, прослушивание аудиозаписей и музыкальных дисков.
При использовании музыки педагоги должны всегда помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма, громкости на психическое состояние детей, исходя из того, что:
громкая музыка приводит к разбалансированности ЦНС;
возбужденные дети нуждаются в периодическом звучании успокаивающей музыки с умеренным, медленным и очень медленным темпом, с негромкой динамикой;такая музыка снимает гипервозбуждение коры головного мозга;
заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке с подвижным темпом и не очень громким звучанием;
дети дистонического типа (когда состояние нервной системы меняется в течение дня несколько раз) нуждаются в умеренной музыке с одним уровнем звучания и темпа.
При применении музыкальных стимулов в работе с дошкольниками педагоги могут использовать пассивные и активные формы музыкотерапии.
Пассивные формы помогают установить контакт с детьми (коммуникативная музыкотерапия, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для этого включается классическая или релаксационная музыка на фоне звуков природы перед сном или во время пробуждения, приема пищи и игровой деятельности.
К активным формам музыкотерапии относятся двигательная музыкотерапия (музыкальное сопровождение утренней и бодрящей гимнастики после сна, музыкально-динамические паузы между занятиями и вокалотерапия (совместное пение). Такая работа музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, учителей-логопедов и воспитателей всесторонне воздействует на организм ребенка:
развивает и укрепляет дыхательную систему;
естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
расширяет звуковой диапазон голоса, улучшает тембр, влияет на интонационную выразительность.
С целью создания положительного эмоционального фона в утреннее время в процессе приема детей воспитатели могут включать музыку П. И. Чайковского, И. Штрауса, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова и других композиторов. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Утренняя гигиеническая гимнастика в дошкольном учреждении обязательно должна проводиться под музыкальное сопровождение.
На занятиях кружка аэробикой также используется музыкальное сопровождение. В подборке музыки звучат произведения Р. Шумана, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, К. Сен-Санса и др. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения.
Прогулка, когда проходит под музыку также очень благотворно влияет на детей. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети подтанцовывают, подпевают, запоминая слова новых песен. В репертуар для использования музыки в процессе прогулки подбирается быстрая русская народная мелодия, произведения Г. В. Свиридова, И. Штрауса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения - «колыбельными», произведениями Г. В. Свиридова, П. И. Чайковского, Л. В. Бетховена и т. д. Музыка этих произведений должна быть спокойной, плавной, напевной, а ее звучание тихим. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
И, наоборот, при пробуждении подбирается более оживленная, ритмичная музыка В. А. Моцарта, И. Штрауса, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. И. Хачатуряна и т. д.
Жизнь детей в детском саду интересная, яркая, богатая впечатлениями, как хорошая интересная книга, а лучшие страницы этой книги – праздники и развлечения.
Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению эмоционально устойчивой личности ребенка.
Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
Следует иметь ввиду, что музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:
позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
помогает установить контакт;
содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника;
повышает самооценку на основе самоактуализации;
способствует отреагированию чувств;
развивает эмпатию;
оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений;
формирует ценные практические навыки: игры на детских музыкальных
инструментах, пения, слушания музыки, музыкально-ритмические движения и т. д. ;
помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией.
Выделяются следующие положительные эффекты использования музыкотерапии :
музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
улучшается речевая функция;
улучшается сенсомоторная функция;
музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Из всего сказанного следует, что музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.