Алла Родная
Адаптация детей с задержками в развитии. Музыкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень физического и интеллектуального развития, нуждающихся в специализированной помощи. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевые процессы, двигательные и эмоционально – волевые функции.
Публикация «Адаптация детей с задержками в развитии, Музыкотерапия» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития [2].
Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Музыкотерапия сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии.
К рецептивной музыкотерапии относится восприятие - слушание музыки направленное на релаксацию, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности.
Активные формы (Вокалотерапия и инструментальная терапия, танцетерапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нрав-ственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. (Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать - петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).
Проект «Музыкальная палитра» направлен на развитие личности, оздоровление, адаптацию к общественной жизни.
Между музыкально - эстетическим воспитанием и оздоровлением есть вполне объяснимая взаимосвязь. На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проверку своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия.
Так вокалотерапия улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики.
В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений.
Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре, вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития.
Выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев считал, что музыка поло-жительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и при-даёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях отделения реабилитации ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с этим возникла необходимость разработать проект проведения занятий музыкотерапии для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести ограничения.
Отделение реабилитации посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:
• отсутствие мотивации к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
• недостаточный уровень освоения опыта творческой деятельности, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
• несформированость коммуникативной компетенции.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально - волевой, двигательной и социальной сфер.
В связи с этим музыкотерапия в проекте «Музыкальная палитра» рассматривается как один из видов педагогической арт - терапии; как контролируемое использование музыки в реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Продолжительность проекта
Проект «Музыкальная палитра» рассчитана на реабилитационный период (октябрь - май). Общее количество занятий в год примерно 42 - 47.
Целевая группа
Проект ориентирован на детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста от 3 до 7 лет. (дошкольный возраст)
Дети разделены на 3 возрастные группы младшая (2 - 3г, средняя (3 - 4г, старшая (5 - 8л). Каждая возрастная группа имеет уровни развития детей, которые определяются с помощью диагностик. Оптимальный объём группы - 10 человек.
Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.
Задачи:
1. Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей. Формирование у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.
2. Формировать положительное психоэмоциональное состояние у детей с ограни-ченными физическими и умственными возможностями средствами музыкотерапии. Учить регулировать свое поведение.
3. Развивать музыкальные способности у детей с ограниченными возможностями (слух, голос, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах).
4. Воспитывать у детей положительные качества личности (доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым)
Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:
1. Использовать все виды музыкальной деятельности :
восприятие музыки,
хоровое и сольное пение,
ритмика,
пластическое интонирование (познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы в активную.,
импровизация,
драматизация,
игра на детских музыкальных инструментах.
2. Обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкально-го материала и качественное его исполнение.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития с учётом медицинских показаний.
4. Разнообразие форм и методов работы во избежание переутомления детей и для поддержания их творческой активности.
Формы и методы работы
Формы работы - занятия, игры, праздники, подготовка музыкальных номеров, кон-сультации родителей.
Формы организации занятий - групповые, подгрупповые (дуэты, трио) и индивиду-альные занятия (с солистами).
Типы занятий - типовые, доминантные, тематические, интегрированные, ознакоми-тельные, репетиционные.
Методы работы
Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям собы-тия окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т. д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:
• слуховую наглядность (слушанье музыки, исполнительская деятельность);
• тактильную наглядность (непосредственное ощущение предмета, непосред-ственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания);
• зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочета-ется со слуховой (показ певческих приёмов, упражнений на тренировку дыха-ния, дикции, иллюстрации к музыкальным произведениям).
Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка, способствует осмысленности, со-держательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального про-изведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активно-сти, включая в себя следующие приё мы:
• объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материа-ла) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
• поэтическое слово - чтение небольшого прозаического или поэтического лите-ратурного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
• беседа – обычно проводиться после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, вы-сказывают своё отношение, дают элементарную оценку.
Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении игре на детских ин-струментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необ-ходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.
Эвристический метод – метод позволяет ребёнку сомореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импрови-зации).
Принципы реализации проекта:
• принцип гуманности - учет личностных, индивидуальных и возрастных осо-бенности ребенка в процессе обучения;
• принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и мето-дов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуаль-ных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
• принцип учета интересов – учет музыкальных интересов и направленностей ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;
• принцип субъект - субъективного взаимодействия - учет свободы реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничи-вающих порывы ребенка;
• принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные за-труднения в процессе обучения, снятие эмоциональной напряженности и сни-жение уровня не комфортности;
• принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное вза-имодействие музыкального руководителя и воспитателя, логопеда, психолога, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, осуществляющими ре-абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
• принцип целенаправленности процесса коррекции – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется коррекционная деятельность;
• принцип отбора музыкального репертуара - необходим отбор музыкальных про-изведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особен-ностям детей и с учетом медицинских показаний;
• принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная ра-бота по восприятию музыки, постепенное усложнение музыкального содержа-ния;
• принцип продуктивности – результатом работы по музыкотерапии должен явить-ся некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове, песне и т. д. ;
• принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художе-ственно-творческой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проект «Музыкальная палитра» (музыкотерапия) может стать ча-стью комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничен-ными физическими и умственными возможностями и использоваться в других подоб-ных учреждениях социальной сферы.