Медведева Татьяна
Литературно-музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно – музыкальная гостиная
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Музыкальное путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: закрепление знаний сказок А. С. Пушкина.
Задачи:
• формировать эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия.
• способствовать развитию мышления, памяти
• развитию эмоциональной сферы, формировать творческую личность.
• учить выразительно исполнять движения в соответствии с характером музыки.
Тип: развлечение.
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста „Музыкальное путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Старшая группа
- Темочки
Продолжительность: 45 минут.
Участники: педагог (ведущий, Ученый Кот, дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями с заданиями, портрет А. С. Пушкина, книга со сказками А. С. Пушкина, корзинка с предметами из сказок (яблоко, орех, петушок, зеркало, белка, лебедь и т. д., записи фонограмм музыкальных произведений («В гостях у сказки» (В. Дашкевич, «Полет шмеля» (Н. А. Римский-Корсаков, «Три чуда» (Н. А. Римский-Корсаков, письмо, слайды с изображением сказочных героев из «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке», портрет Н. А. Римского-Корсакова.
Демонстрационный материал: презентация, аудио и видеозаписи.
Предварительная работа: прослушивание музыкальных произведений по мотивам сказок А. С. Пушкина; чтение сказок.
Методы и приемы работы с детьми:
Ход мероприятия
Дети под песню «В гостях у сказки» входят в зал, садятся на места.
Слайд 1.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня - 6 июня. В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. И мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал Александр Сергеевич Пушкин. Готовы? Тогда в путь. (Звучит музыка «В гостях у сказки» и дети отправляются в путь).
Педагог: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется?
Дети: (Дуб).
Педагог: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано!
(Дорогой друг произнеси слова заклинания, и ты оживишь сказочных героев).
Педагог: Ребята, давайте произнесём заклинание.
СЛАЙД 2.
Дети: Да! (все вместе читают заклинание).
«У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт на право - песнь заводит,
Налево - сказки говорит…»
Просмотр мультфильма «У лукоморья…»
(Появляется оживлённый герой Кот).
Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье, не собрать бы мне косточек. Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур- р.
(Обращается к детям).
А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому, что я самый учёный кот на свете!
Мяу — мур-р! Я приглашаю вас ребята в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это?
Педагог: Ну что же, кот учёный, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморье. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят?
Кот: Это листочки не простые, а волшебные на каждом из них - задание для ребят.
Листок №1.
СЛАЙД 4
Задание: Какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей : («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Кот: Вижу, что вы умные! Сейчас я вам прочту отрывки, вы должны их закончить и отгадать из какой они сказки.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит
Глядь поверх текучих вод
Лебедь белая …
Дети: (плывёт)
В чешуе, как жар горя
Тридцать три…
Дети: (богатыря)
Белка песенки поет и
Орешки все грызет,
А орешки не простые
В них скорлупки …
Дети: (золотые)
Кот: Все правильно ребята, это отрывки из «Сказки о царе Салтане»
Педагог: Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.
Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными… А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
СЛАЙД 5.
На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.
Помните, как у Пушкина :
«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.»
СЛАЙД 6.
Просмотр видео «Белка»
Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Давайте, её исполним, а помогут нам вот такие музыкальные инструменты-орехи.
СЛАЙД 7.
Дети стучат ритм орехами под р. н. м. «Во саду ли, в огороде»
Педагог: А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
СЛАЙД 8 - «33 БОГАТЫРЯ»
СЛАЙД 9.
Просмотр видео «33 богатыря».
В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри.
- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, яркая).
Богатыри выходят из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров?
А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)
Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь.
СЛАЙД 10.
«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит.»
СЛАЙД 11 – «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Просмотр видео «Лебедь».
Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы : она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Кот: Вижу, что вы умные! А изобразить сказочных героев из трёх чудес вы можете? Давайте поиграем в игру «Море волнуется».
СЛАЙД 12.
Игра «Море волнуется» (дети совершают ритмичные движения, принимают позу любого сказочного героя)
Лист №2.
Задание: В каких насекомых превращался князь Гвидон, чтобы перелететь море и попасть во дворец царя-батюшки?
Дети: (1 комар, 2 муха, 3 шмель).
СЛАЙД 13.
Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и послушаем, как изобразил в своей музыке композитор шмеля.
СЛАЙД 14.
Просмотр видео «Полет шмеля»
- На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля)
- Князь Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.
«Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!»
- Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.)
Кот: Ребята, а давайте изобразим шмеля под замечательную музыку Римского Корсакова.
Дети двигаются под музыку, изображая полет шмеля.
Слайд 15.
Листок №3
Задание: Ребята, отгадайте, из какой сказки эти отрывки и завершите их.
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего …
Дети: (моря)
2. Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе …
Дети: (на просторе)
Кот: В какую сказку мы попали?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
СЛАЙД 16.
Педагог: Правильно, мы с вами эту сказку знаем.
Давайте поговорим о том, как менялось море в сказке и почему так происходило.
- Какое море? (ласковое, спокойное, волнующееся, сердитое, разгневанное)
СЛАЙД 17-18.
1. Вот пришёл он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку…
2. Вот пошёл он к синему морю,
Помутилось синее море.
3. Вот пошёл он к синему морю,
Почернело синее море
4. Вот идёт он к синему морю,
Видит на море чёрная буря.
Ребята, сейчас поиграем в игру. Будет звучать музыкальное произведение Н. А. Римского-Корсакова «Океян – море синее, а вы изобразите море и его меняющееся состояние с помощью полотнищ.
Дети с помощью полотнищ ткани изображают волнующееся море под музыку Римского Корсакова «Океян – море синее», стараясь передать динамику.
Кот: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
СЛАЙД 19.
Лист №4.
Задание: Посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы?
Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил, очень быстро назови.
Дети:
яблоко – («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
орех – («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
петушок – («Сказка о золотом петушке»)
зеркало — («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
лебедь – Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
СЛАЙДЫ 20-22.
Кот: Умницы, какие! Справились с заданием! Молодцы, ребята! Так весело мы с вами провели время. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки моего любимого Александра Сергеевича. Я так подружился с вами, что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться. А в подарок дарю раскраски по сказкам А. С. Пушкина.
Педагог: Дети, давайте проводим нашего гостя! Пусть кот передаст от нас привет всем жителям волшебной страны Лукоморье!
СЛАЙД 23.
Кот: Спасибо! Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до сказочных встреч!
Педагог: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
Сегодня мы узнали о творчестве поэта А. С. Пушкина, о его сказках, написанных этим замечательным поэтом. А еще, думаю, что музыка А. Н. Римского-Корсакова помогла вам лучше представить сказочных героев и оставила у вас яркие впечатления.
Музыкальная игра «Герои волшебных сказок».
Под песню «В гостях у сказки» дети выходят из зала.