Татьяна Гурина
Музыкальный фестиваль для дошкольников как одна из форм реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подчеркивается, что актуальной задачей детского сада, является создание условий для качественного и доступного образования. Таким оно должно быть для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья и способностей к обучению. Поэтому важной составляющей профессионализма музыкального руководителя, внедряющего Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, становится его умение работать со всеми детьми, в том числе и с детьми с ОВЗ, готовность включиться в активный поиск новых форм, методов их обучения и воспитания, путем внедрения современных педагогических технологий в образовательную деятельность. Одной из таких инновационных форм стал городской музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп» для детей дошкольного возраста, который мы организуем в виде долгосрочного, музыкально - творческого проекта. Данный проект является одним из условий реализации ФГОС ДО, т. к. отвечает его требованиям.
Публикация «Музыкальный фестиваль для дошкольников как одна из форм реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Почему выбрана проектная деятельность? По нескольким причинам:
- Прежде всего, важна личность самого ребенка, который находится в центре внимание, участие в проекте помогает ему осознать свою значимость.
- Учитывая, что вид нашего ДОУ – комбинированный, индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ, на свой уровень. На музыкальном фестивале поддерживается индивидуальность и инициатива каждого ребенка, что позволяет ему добиться успеха в какой- либо номинации.
- Активное привлечение родителей для участия в фестивале, повышает компетентность родителей в вопросах музыкального развития и воспитания детей, что отвечает требованиям ФГОС.
- Тесная связь всех субъектов, участвующих в реализации проекта : детей, педагогов, социальных партнеров, которая соединяет всех в коллектив единомышленников, способствует формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и особенностям детей.
Музыкальный фестиваль - это всегда фейерверк фантазии, праздник музыки, театра, в котором буйство красок, радость, веселье, творчество. Здесь предоставляются равные возможности для полноценного участия каждого ребенка, эмоционального комфорта, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Юные артисты смело, непринуждённо держатся на сцене, демонстрируя всё своё мастерство и талант в различных жанрах музыкального искусства. Они получают колоссальные положительные эмоции от атмосферы праздника, которые способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что соответствует одной из задач ФГОС.
Фестиваль проводится с целью создания системы поддержки и развития талантливых детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации и совершенствования их музыкально - творческих способностей в условиях городского фестивального движения. А также ставит перед собой следующие задачи:
-создать благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей и исполнительского мастерства у детей (в том числе с ОВЗ);
- создать условия для социальной адаптации дошкольников;
- развивать навыки творческого общения и публичных выступлений детей;
- объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
Участие в фестивале обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. (ФГОС ДО). Дети с ограниченными возможностями, выступая на большой сцене, наравне с «нормально» развивающимися детьми, чувствуют себя настоящими артистами! Они с огромной самоотдачей работают над каждым номером, будь то спектакль или танец, замечательная песенка или стих, и для них очень важно признание их талантов.
Музыкальный фестиваль способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка. (ФГОС ДО). Творческая реализация развития каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья имеет особое значение. Музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп»- помогает им раскрыться, почувствовать свои безграничные творческие возможности. Участие в фестивале способствует развитию музыкально-творческих способностей у детей в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности, формирует интерес к музыкальной деятельности, дарит детям радость результата своей работы, повышая самооценку и способность к самореализации, а также стремление к достижению успеха.
Музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп» стал механизмом социальной адаптации детей – дошкольников. Участие ребенка в данном проекте формирует общую культуры личности детей, развивает их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативность и самостоятельность. (ФГОС). Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Он ощущает себя полноправным участником событий, проявляет индивидуальность, у него формируются коммуникативные навыки, развиваются способности сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми.
По результатам реализации проекта, отмечена положительная динамика в развитии музыкально-творческих способностей детей, в том числе с ОВЗ, в формировании таких личностные качеств, как самостоятельность, инициативность, появилась уверенность в своих силах, повысилась самооценка. Дети научились сопереживать друг другу, подчиняться нормам и правилам поведения, более развитым стало воображение. Появилась способность, проявлять упорство, настойчивость в достижении цели, участвуя в разных видах музыкальной деятельности. Дети стали более любознательны, проявляли интерес к экспериментированию. Полученные результаты соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Таким образом, музыкальный фестиваль для дошкольников признан одним из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :
-Фестиваль - это большая социо - ролевая игра;
-Фестиваль это системно - организованное педагогическое «игровое
пространство»;
-Фестиваль - это творческая форма экспертизы качества результатов
образования;
- Фестиваль – это праздник, который имеет место, пока он празднуется;
В этом году, учитывая положительный результат, проект снова запущен в работу, пусть и дальше на фестивале выявляются и раскрываются новые детские таланты, а, попадая в руки профессиональных педагогов, покоряют самые разные вершины музыкального творчества и театрального мастерства.