МААМ-картинки

Конспект НОД «Музыкальные инструменты ханты и манси» для детей 6–7 лет

Эмма Кадырова
Конспект НОД «Музыкальные инструменты ханты и манси» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»

БЛОК «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Для детей 6-7 лет

Публикация «Конспект НОД „Музыкальные инструменты ханты и манси“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Цель: познакомиться с музыкальной культурой народов Югры, музыкальными инструментами, песнями народов ханты и манси.

Задачи:

Образовательные: учить детей отличать особенности звучания музыки ханты и манси от русской музыки;

Развивающие: развивать воображение, обогащать словарный запас;

Воспитательные: воспитывать уважение и признание культуры народов Севера.

Предварительная работа с детьми: чтение стихов про ханты и манси

Словарная работа: бубен- койп, НАРС-ЮХ, санквылтап (нарас-юх). Нарс-юх в переводе с языка ханты - играющее дерево, Югорская арфа тор-юх журавль

Материалы и Инструменты : картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, игрушка сова

Ход

Оргмомент: Дети заходят в зал под музыку, проходят круг, садятся на стульчики. Звучит музыкальная композиция «Здравствуйте».

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.

На земле у каждого

Есть родимый дом.

Хорошо и весело,

И уютно в нем.

У собаки – конура,

У лисы – нора,

У малиновки – гнездо,

У совы – дупло.

Отгадай загадку,

Маленький мой друг,

Где живет, по-твоему,

Музыкальный звук?

Может в крике чайки,

В клетке у орла?

Или в трубном зове

Доброго слона?

Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

Воспитатель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них играют музыканты.

Мотивационно-ориентировочный этап: Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты. А в этом сундуке – отгадки. Хотите их отгадать?

Дети: Да!

Воспитатель: подходите по одному и вытягивайте загадку.

Загадки

1. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка –

Будет музыка слышна.

Подумайте минуточку…

Что же это?

Дети: Дудочка!

2. Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен, будет перезвон:

«Дили-дон, дили-дон.»

Дети: Колокольчик!

3. Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

Дети: Барабан!

4. В руки молоточки взяли

По пластинкам застучали.

Слышен музыкальный звон,

Так звучит…

Дети: Металлофон!

5. Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем,

Дайте в руки звонкий …

Дети: Бубен!

Воспитатель: и сейчас я предлагаю вам поиграть с бубном в музыкальную игру «Кто скорей ударит в бубен»

Игра «Кто скорей ударит в бубен» украинская народная мелодия

Ведущий звенит бубном, дети в это время поворачиваемся друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»

В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.

Всем все понятно? Давайте повторим слова. Когда ведущий скачет по кругу, что вы поете?

Воспитатель: Недавно вы узнали, что мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, и что живут здесь с давних пор северные народы, какие? (Ханты и манси)

Воспитатель: Правильно.

Ребята как вы думаете, а есть ли у этих народов свои, особенные, музыкальные инструменты?

Дети: Да.

Воспитатель: Манси и ханты – очень музыкальные народы, музыка всегда их сопровождает, и в печали, и в радости. И есть у них свои музыкальные инструменты. Взгляните, это – санквылтап. Он сделан из дерева, внутри у него пустота, для того чтобы звук резонировал. Сам санквылтап формой напоминает лодку. А это что? (показываю струны);

Дети: Струны.

Воспитатель: Верно. Раньше струны делали из оленьих жил, сейчас струны металлические. Звучать санквылтап может по-разному. Грустно и задумчиво (звучит) или весело и задорно (звучит). Давайте все вместе повторим название этого инструмента чтобы лучше запомнить.

А вот ещё один интересный музыкальный инструмент – тумран. Как вы думаете, из чего он изготовлен? (ответы детей) он сделан из коровьей косточки. Чтобы его изготовить нужно: взять коровье ребро, долго-долго варить его, разделить на две половинки, очистить, и, наконец, придать форму и вырезать язычок. Без этого язычка тумран звучать не будет. Послушайте, вот олени бегут на водопой (играю, а вот они уже пьют воду (играю).

Бубен - ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т. д.

Югорская арфа тор-юх («журавль», «лебедь» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Это один из любимейших музыкальных инструментов северных народов. У народов Югры этот инструмент называется Тор-юх («журавль») или Тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная»). Тор-юх представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус арфы вырезан из цельного куска дерева и напоминает плывущую птицу с головой коня. – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Это один из любимейших музыкальных инструментов северных народов. У народов Югры этот инструмент называется Тор-юх («журавль») или Тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная»). Тор-юх представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус арфы вырезан из цельного куска дерева и напоминает плывущую птицу с головой коня.

НИН-ЮХ, НЕРЫПЬ, КУГЕЛЬ-ЮХ. Нин-юх, нерыпь, кугель-юх – это смычковые музыкальные инструменты народов ханты и манси. Напоминают смычковую коробчатую лютню или скрипку. Северные манси называли – нерыпь. Северные ханты – нин-юх. Восточные ханты называли её кугель – йух (птичье дерево). Эти инструменты имеют корпус выдолбленный из цельного куска дерева, канифоль - сосновая смола – для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса. Струны делали из конского волоса или из сухожилий оленя (лося). У нерыпи корпус овальной формы, есть одна-две струны и играют на ней смычком в форме лука. А нин-юх бывает, как овальной формы, так и прямоугольной, смычок у него прямой, как у скрипки. Струн же у него две-три. У кугель-юх тоже две-три струны, а деревянный корпус с выемкой, наподобие скрипки. При игре эти инструменты держат вертикально на колене и водят смычком по струнам.

Звук у струнных смычковых инструментов народов Югры весьма мелодичный, но недостаточно громкий.

Ребята, давайте проверим, кто самый внимательный. Как же называется этот инструмент? (Показываю санквылтап, затем тумран)

А сейчас я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах, с которыми мы уже знакомы давно.

Оркестр (разучивание нового оркестра)

Ну а сейчас может, заглянем в волшебный сундучок? Вдруг в нем появилось что-то интересное (во время игры воспитатель кладет сову-игрушку в сундук)

Игра «Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Рефлексивно-оценочный этап: подведение итогов занятия. Духовная культура ханты и манси связана с язычеством. Языческая вера народа, пришедшая из глубины веков, дошедшая до наших дней, диктовала ему свои понятия о мире и вселенной, о жизни, здоровье, быте, культуре. Многих языческих ритуалов они придерживаются и сегодня. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил с предками. Музыкальные инструменты северных народов изготавливаются обычно вручную из природного материала. Музыкальные инструменты были тесно связаны с языческими ритуалами и обрядами. Обучение игре на музыкальном инструменте процесс трудоемкий, но очень интересный;

Публикации по теме:

Дидактическая игра лото «Музыкальные инструменты» (для детей 5–7 лет)Дидактическая игра лото «Музыкальные инструменты» (для детей 5–7 лет) Детское «Лото» – это простая, доступная, но вместе с тем уникальная игра. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность,.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Музыкальные инструменты для проведения занятияМузыкальные инструменты для проведения занятия Для проведения интересного музыкального занятия у меня под рукой есть различные инструменты (и не только музыкальные). Это деревянные.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Загадки про музыкальные инструменты для детей дошкольного возраста 1. У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый (рояль). 2. То толстеет, то худеет, На весь дом голосит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Музыкальные инструменты ханты и манси» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 6 января 2022 в 19:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Музыкальные инструменты ханты и манси» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Эмма Кадырова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД