Эмма Кадырова
Конспект НОД «Музыкальные инструменты ханты и манси» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»
БЛОК «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Для детей 6-7 лет
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: познакомиться с музыкальной культурой народов Югры, музыкальными инструментами, песнями народов ханты и манси.
Задачи:
Образовательные: учить детей отличать особенности звучания музыки ханты и манси от русской музыки;
Развивающие: развивать воображение, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать уважение и признание культуры народов Севера.
Предварительная работа с детьми: чтение стихов про ханты и манси
Словарная работа: бубен- койп, НАРС-ЮХ, санквылтап (нарас-юх). Нарс-юх в переводе с языка ханты - играющее дерево, Югорская арфа тор-юх журавль
Материалы и Инструменты : картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, игрушка сова
Ход
Оргмомент: Дети заходят в зал под музыку, проходят круг, садятся на стульчики. Звучит музыкальная композиция «Здравствуйте».
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.
На земле у каждого
Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – конура,
У лисы – нора,
У малиновки – гнездо,
У совы – дупло.
Отгадай загадку,
Маленький мой друг,
Где живет, по-твоему,
Музыкальный звук?
Может в крике чайки,
В клетке у орла?
Или в трубном зове
Доброго слона?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
Воспитатель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них играют музыканты.
Мотивационно-ориентировочный этап: Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты. А в этом сундуке – отгадки. Хотите их отгадать?
Дети: Да!
Воспитатель: подходите по одному и вытягивайте загадку.
Загадки
1. Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это?
Дети: Дудочка!
2. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен, будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон.»
Дети: Колокольчик!
3. Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
Дети: Барабан!
4. В руки молоточки взяли
По пластинкам застучали.
Слышен музыкальный звон,
Так звучит…
Дети: Металлофон!
5. Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий …
Дети: Бубен!
Воспитатель: и сейчас я предлагаю вам поиграть с бубном в музыкальную игру «Кто скорей ударит в бубен»
Игра «Кто скорей ударит в бубен» украинская народная мелодия
Ведущий звенит бубном, дети в это время поворачиваемся друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»
В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.
Всем все понятно? Давайте повторим слова. Когда ведущий скачет по кругу, что вы поете?
Воспитатель: Недавно вы узнали, что мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, и что живут здесь с давних пор северные народы, какие? (Ханты и манси)
Воспитатель: Правильно.
Ребята как вы думаете, а есть ли у этих народов свои, особенные, музыкальные инструменты?
Дети: Да.
Воспитатель: Манси и ханты – очень музыкальные народы, музыка всегда их сопровождает, и в печали, и в радости. И есть у них свои музыкальные инструменты. Взгляните, это – санквылтап. Он сделан из дерева, внутри у него пустота, для того чтобы звук резонировал. Сам санквылтап формой напоминает лодку. А это что? (показываю струны);
Дети: Струны.
Воспитатель: Верно. Раньше струны делали из оленьих жил, сейчас струны металлические. Звучать санквылтап может по-разному. Грустно и задумчиво (звучит) или весело и задорно (звучит). Давайте все вместе повторим название этого инструмента чтобы лучше запомнить.
А вот ещё один интересный музыкальный инструмент – тумран. Как вы думаете, из чего он изготовлен? (ответы детей) он сделан из коровьей косточки. Чтобы его изготовить нужно: взять коровье ребро, долго-долго варить его, разделить на две половинки, очистить, и, наконец, придать форму и вырезать язычок. Без этого язычка тумран звучать не будет. Послушайте, вот олени бегут на водопой (играю, а вот они уже пьют воду (играю).
Бубен - ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т. д.
Югорская арфа тор-юх («журавль», «лебедь» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Это один из любимейших музыкальных инструментов северных народов. У народов Югры этот инструмент называется Тор-юх («журавль») или Тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная»). Тор-юх представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус арфы вырезан из цельного куска дерева и напоминает плывущую птицу с головой коня. – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Это один из любимейших музыкальных инструментов северных народов. У народов Югры этот инструмент называется Тор-юх («журавль») или Тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная»). Тор-юх представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус арфы вырезан из цельного куска дерева и напоминает плывущую птицу с головой коня.
НИН-ЮХ, НЕРЫПЬ, КУГЕЛЬ-ЮХ. Нин-юх, нерыпь, кугель-юх – это смычковые музыкальные инструменты народов ханты и манси. Напоминают смычковую коробчатую лютню или скрипку. Северные манси называли – нерыпь. Северные ханты – нин-юх. Восточные ханты называли её кугель – йух (птичье дерево). Эти инструменты имеют корпус выдолбленный из цельного куска дерева, канифоль - сосновая смола – для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса. Струны делали из конского волоса или из сухожилий оленя (лося). У нерыпи корпус овальной формы, есть одна-две струны и играют на ней смычком в форме лука. А нин-юх бывает, как овальной формы, так и прямоугольной, смычок у него прямой, как у скрипки. Струн же у него две-три. У кугель-юх тоже две-три струны, а деревянный корпус с выемкой, наподобие скрипки. При игре эти инструменты держат вертикально на колене и водят смычком по струнам.
Звук у струнных смычковых инструментов народов Югры весьма мелодичный, но недостаточно громкий.
Ребята, давайте проверим, кто самый внимательный. Как же называется этот инструмент? (Показываю санквылтап, затем тумран)
А сейчас я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах, с которыми мы уже знакомы давно.
Оркестр (разучивание нового оркестра)
Ну а сейчас может, заглянем в волшебный сундучок? Вдруг в нем появилось что-то интересное (во время игры воспитатель кладет сову-игрушку в сундук)
Игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Рефлексивно-оценочный этап: подведение итогов занятия. Духовная культура ханты и манси связана с язычеством. Языческая вера народа, пришедшая из глубины веков, дошедшая до наших дней, диктовала ему свои понятия о мире и вселенной, о жизни, здоровье, быте, культуре. Многих языческих ритуалов они придерживаются и сегодня. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил с предками. Музыкальные инструменты северных народов изготавливаются обычно вручную из природного материала. Музыкальные инструменты были тесно связаны с языческими ритуалами и обрядами. Обучение игре на музыкальном инструменте процесс трудоемкий, но очень интересный;