Марцинкевич Ангелина
Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии полноценной личности очень важную роль играет музыка. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети более капризны и эгоистичны, они с трудом усваивают нравственные нормы. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Публикация «Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
С одной стороны – музыка, которую мы слушаем – это отражение нашего внутреннего мира, с другой стороны, то что мы слушаем – влияет на формирование внутренних качеств, и как доказали ученые – музыка влияет и на наше развитие и состояние как духовное так и физическое.
Особое место в развитии коммуникативных навыков занимает танцевально-игровая деятельность, в которой применяются танцы и игры, способствующие развитию навыков общения. Дети учатся распознавать эмоции других, у них формируется позитивное отношение к другим людям, формируется умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего развития навыков общения, раскрытия коммуникативных способностей каждого ребёнка.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс, который позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.
Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Основной целью в работе с детьми я считаю формирование у ребенка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
Этому способствуют:
музыкальные коммуникативные игры.
Музыкально - игровой материал очень разнообразен - это пальчиковые игры, игры-упражнения,
музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству, к совместной деятельности, сотрудничеству, коммуникабельности.
Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей.
Предлагаю несколько музыкально-речевых игр для детей.
Игра «Пляска»
Игра на развитие мелкой моторики, динамического слуха,
пчелки водят хоровод - Ззз. Ззз. (поочерёдное соприкосновение подушечек пальцев)
В барабан ударил кот (ритмичные удары пальчика о пальчик)
- Трам-там-там, трам -там - там.
Стали мышки танцевать:
- Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (удары по коленям)
Так, что дрогнула земля (ритмичные шлепки по коленям)
Вся земля! (поочерёдные притопы обеими ногами).
«Моя крошечка» - данная игра успешно позволяет адаптироваться ребёнку со взрослыми.
Молодушечка
Моя крошечка,
Разбудите мои вы ладошечки.
(музыкальный руководитель гладит малышей по ладошкам)
(далее ребенок гладит ладошки взрослого). Эту игру я применяю в начале занятия
«Побежали, побежали»
Коммуникативный танец–игра
Дети встают парами по кругу.
Побежали, побежали парами скорей. (Бегут парами по кругу)
И друг другу погрозили: «Сориться не смей!» (Грозят пальчиками)
Хлопнули в ладоши, и крепко обнялись, (Движения по тексту)
Пару поменяли и за руки взялись. (Дети, стоящие во внешнем кругу перебегают к другому ребенку, стоящему дальше по кругу)
Игра «Жуки»
Дети выбирают кто будет играть роль «Курочки», остальные -«Жуки».
Землю солнышко пригрело, («Жуки» сидят на корточках - «Спят»)
«Жуки» : Выползли жуки несмело. («Жуки» выходят на середину зала)
Потянулись, огляделись, (Потягиваются, оглядываются)
По полянке разлетелись. (Ползают на четвереньках по залу)
Полетали, погудели, на цветы жуки присели. (Приседают в центре)
Ведущий. Вышла курочка – пеструшка, (Выходит «Курочка»)
Пети-Петушка подружка.
Острый клюв и зоркий глаз,
Ох! Сейчас увидит вас!
«Курочка» : Вы, букашки, не зевайте! Поскорее улетайте! («Курочка» догоняет «жуков»)
Применение подобных творческих заданий так же способствует развитию умения договариваться, согласовывать свои действия, слышать друг друга. Развитию совместного творчества способствуют различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, деревья, склонившие веточки, озорные котята). Коммуникативные танцы («Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок») – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html;
2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011;
Интернет-ресурсы:
1. О. Гаврилушкина. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников. — Ребенок в детском саду. — 2003. — №1. [Электронный ресурс] -https://psychlib.ru/mgppu/periodica/RvDS022003/GRK-012.HTM ].