Олеся Хутяева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну Музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие в старшей группе по теме :
«Путешествие в страну Музыки»
Музыкальный руководитель
МКДОУ «Детский сад №5 Улыбка» г. Дигора
Хутяева Олеся Таймуразовна
Задачи:
Образовательные задачи: Формировать певческой культуры песен, умению давать характеристику послушанной пьесе.
Развивающие задачи:
Развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в страну Музыки“» размещена в разделах
Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических
Развитие двигательной активности, фантазии воображения, импровизации.
движений.
Закреплять знания детей о ладе в музыке мажор и минор, элементарные понятия музыкальной грамоты – ноты, и представление о музыкальных жанрах : марш, танец, песня.
Воспитательные задачи: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, прививать любовь к музыке.
Методическое обеспечение.
Музыкальный материал :
1. «Марш» Музыка Н. Богословского.
2. Валелогическая распевка «Доброе утро»
3. Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковского «Песнь жаворонка», «Марш» Е. Тиличеевой, «Танец» веселая музыка.
4. Подборка музыкального материала : мажорной музыки и минорной музыки. Музыка марша, танца и песни.
5. Танец «Шуточный»
6. Игра «Великаны и гномы», «Угадай-ка».
Оборудование.
Наглядный материал: цветные жетоны, цветные ноты - человечки.
Рисованные атрибуты: кукла Домисолька, гномы, клоуны «Мажор» и «Минор» Рисунки марширующих и танцующих детей.
Музыкальный центр, СД-диски.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Вход колонну под музыку «Марш» Н. Богословского.
Музыкальный руководитель : Доброе утро, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников.
Музыкальный руководитель : Вы умеете поздороваться не словами, а песенкой? (Ответы)
- Давайте порадуем себя веселой песней-распевкой «Доброе утро»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель : (подходит к окну)
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам в лицо?
Может, это воробьишко.
Пролетая обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На оконце заманил? (открывать письмо)
- Нет, это нам прислали приглашение в удивительную страну – мир загадочных звуков – страну Музыки. А хотите узнать, кто нас туда пригласил? Приглашение от принцессы страны Музыки – Домисольки! Она управляет всеми красками музыки. Все ее любят и дружны с ней, поэтому в ее дворце всегда царит радость, веселье, много музыки. А вот и конверт с пригласительными билетами - нотами. Ой, а где же они? Их в конверте нет! (звучит музыка)
Все понятно, это Кощей Бессмертный спрятал нотки – приглашение и заколдовал нашу принцессу Домисольку! И нам с вами придется искать нотки, разгадывать загадки, которые приготовил нам Кощей Бессмертный. Что – же пора в путь! Впереди нас ждет страна Музыки. Нам самим придется искать дорогу туда.
- А как мы попадем в страну Музыки? Конечно, с помощью музыки. А какая же музыка поможет нам перенестись в страну Музыки?
А поможет нам музыкальное произведение, с которым мы недавно познакомились на занятии и вы должны узнать его.
Слушание музыки : П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»
Как же называется это музыкальное произведение? (ответы)
И какой композитор написал это красивое произведение? (ответы, показать портрет композитора)
Возьмитесь за руки, закройте глаза. Какая прекрасная мелодия. Светлая, ясная… Кажется, будто она прилетела прямо из мечты. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца, и стало хорошо от музыки и от того, что мы все вместе.
- Ну что же, в путь!
Вот мы с вами оказались в стране Музыки. Для того, чтобы спасти Домисольку, нужно искать нотки. Где искать нотки и Домисольку? Первое задание, которое нам нужно разгадать, чтобы найти первую ноту, это ответить на вопрос.
- На каких трех жанрах держится музыка, а еще эти жанры называют три кита? (ответы)
Это марш, танец и песня. Сейчас вы будете слушать музыкальные произведения, угадывать их и сопровождать соответствующими движениями.
Марш – шагать, танец – танцевать, песня – петь. Вот мы с вами и нашли первую ноту ДО.
Куда же нам дальше отправиться? У Домисольки есть друзья, обаятельные и добрейшие люди на свете, это гномы! А вот и их весенняя полянка!
Музыкальный руководитель : Гномы предлагают поиграть в игру, которую они очень любят «Великаны и гномы».
Описание игры: объяснять и показывать детям, как можно с помощью рук изобразить гномов и великанов (гномы – присесть, великаны – поднять руки вверх). Акцентировать внимание на то, чтобы дети внимательно слушали команду голоса и выполняли упражнение по голосу, а не движениям рук.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, на полянке гномиков я нашла вторую ноту Ре. Волшебные гномы очень любят петь, играть на музыкальных инструментах, а еще слушать музыку.
Сегодня они хотят вам рассказать о композиторе Дмитрии Борисовиче Кабалевском. Произведения Кабалевского воспевают и показывают нам красоту мира. В 8 лет Дмитрия начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий до 14 лет! И лишь потом, у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета – композиторский и фортепианный.
- Давайте вместе с гномами послушаем их любимую пьесу: «Клоуны»
Посмотрите на картинку. Кто это ребята? (ответы) Давайте представить и немного рассказать о клоуне.
- Клоун веселый, радостный, смешной…
- Какой характер пьесы, ребята? (Ответы)
Вот на полянке гномиков я опять нашла ноту – ноту МИ! Значит, мы на правильном пути и скоро мы освободим нашу принцессу. Пора нам дальше отправляться.
- Посмотрите, что это за шкатулка? Поскорее посмотрим, что же там лежит. Ребята, да это же непростая, а музыкальная шкатулка (музыка)
- Ой, у нас с вами в гостях Мажор и Минор! Я думаю, они нам помогут разыскать нотку ФА! (показать нарисованных клоунов)
Мажор был бодр и весел:
Балагурил и шутил.
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил!
Минор куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьез грустит.
Вопросы детям:
Веселая музыка, это какая музыка? (Мажорная) А грустная музыка? (минорная)
Музыкальный руководитель : Правильно, мы с вами и нашли четвертую ноту из семи – ноту ФА.
-А теперь поиграем в игру. Игра называется «Угадай-ка»
Описание игры: Раздать детям кружочки красного (мажорная) и зеленого (минорная) цвета. Детям дается задание: прослушать музыкальные фрагменты мажорной и минорной музыки и определить, какая звучит музыка : мажорная и минорная, используя кружочки красного и зеленого цвета. (звучит веселая и грустная музыка)
- Молодцы, все справились с заданием. А вот и пятая нота - нота СОЛЬ.
-Пора немного отдохнуть, а если мы исполним красиво танец, то думаю, ноту ЛЯ, мы обязательно найдем!
Веселый танец «Шуточный» танцевать простые шуточные движения вместе с детьми.
А вот и последнее задание: если мы отгадаем загадки, то мы найдем последнюю ноту, ноту СИ.
1. Румбы, бубны, ложки
Колокольчики, ладошки
Если инструменты взять
Дружно вместе заиграть…
Я тут буду дирижером,
Кто же вы? Ответьте хором! (Оркестр.) Показывать картинку
1. Развеселые подружки
Простучат для вас частушки (ложки) показывать картинку.
1. Внутри пустой, голос густой,
Сам молчит, а бьют – ворчит (барабан) показывать картинку.
Музыкальный руководитель : Вот мы нашли все 7 нот: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ. (показать нотный стан цветными нотами)
- Давайте все хором назовем все ноты.
Но как же нам расколдовать принцессу Домисольку? Ребята, помогайте! Давайте подумаем, имя принцессы необычное и состоит оно из названии нот: каких нот? (ответы детей)
До, ми, соль!
Значит, если мы соединим эти ноты, то мы расколдуем нашу принцессу! ( Соединять ноты на нотном стане: ДО,МИ,СОЛЬ)
Музыкальный руководитель : Я слышу шаги Домисольки, давайте встречать ее веселой песней.
(показывать куклу Домисольку)
Музыкальный руководитель : - Здравствуй, милая Домисолька. Как долго мы тебя искали, но зато мы провели чудесное время в твоей стране, стране Музыки! Мы очень рады тебя встречать, Домисолька! Жалко расставаться и с Домисолькой, но приходиться, так как нам пора прощаться. Мы еще раз встретимся. Давайте скажем «До свидания!» страна Музыки, Домисольке и всем гостям.
До свидания! До свидания!
Закрепление: В какой же стране мы с вами были в гостях? Чем же нас удивила волшебная страна Музыки? И сколько нот мы нашли? Назовите по порядку, ребята (ответы детей).