Светлана Пуганова
Конспект музыкального занятия с элементами фольклора для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель
Пуганова Светлана Борисовна
Пояснительная записка.
Сценарий разработан для старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа)
Публикация «Конспект музыкального занятия с элементами фольклора для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Задачи:
1. закреплять навык ритмической работы в ансамбле, развитию музыкальной памяти
у дошкольников;
1. развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
2. развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
3. воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, уважение к традициям своего народа.
Ожидаемые результаты:
• Дети повторяют и закрепляют основные правила поведения на дороге.
• В игровой форме закрепляют знания основных дорожных знаков (для пешеходов, значение сигналов светофора.
• Расширяют словарный запас.
• Становятся дружнее, появляется желание помочь.
Тематическое содержание:
Дети знакомятся с обрядами и традициями русской народной культурой, на примере народного праздника встрече весны «Веснянка», Ребята учатся закликать весну, водят хороводы, играют на народных музыкальных инструментах, играют в народные игры. После окончания занятия, музыкальный руководитель угощает всех детей лакомством, леденец на палочке «Петушок».
Демонстрационный материал, оборудование:
1. Проектор, ноутбук или магнитофон.
2. Платок.
3. Стол, на котором лежать музыкальные инструменты.
4. Музыкальные русские народные инструменты:
(свистульки, гусли, рубель, бубенцы, ложки, колотушка, трещотка, колокольчики)
1. Народная игра «Карусель» (Петушок на палочке с лентами)
2. Леденец на палочке «Петушок».
3. Народное убранство (Стол, рушник, крынка, ложки, чашки, домик, платки, скамейка)
4. Блюдо с жаворонками на ленте.
Используемая литература:
1. Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
2. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор»
3. НауменкоГ. М. Сборники «Жаворонушки»
4. КамаеваТ. Ю. «Русский Фольклор»
Ход :
Слайд 1: Зал украшенный в народном стиле. Входят дети одетые в народные костюмы проходят в музыкальный зал встают полукругом.
Муз. рук:- Здравствуйте ребята! Посмотрите какие на вас красивые русские костюмы! Потому что мы живём в России и вы русский народ! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга, как полагается по русскому обычаю, с поклоном. Я вас сейчас научу. Правую руку кладём на сердце и кланяемся опуская руку вниз, слегка отводя её в сторону. (пробуем, делаем)
Муз. рук: - Молодцы ребята. А теперь, я зачитаю небольшое приветствие и после него мы сделаем поклон.
Муз. рук: Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час!
Встречу теплую такую,
Мы готовили для вас. (общий поклон)
Муз рук: Ребята, я вас приглашаю встречать весну по русскому обычаю. Долго длится зимняя пора в России. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что скоро тепло прогонит стужу лютую и наступит весна. Считалось, что весну можно приблизить, если её особенно позвать. Для этого и взрослые и дети выходили в поле, в лес на опушку и звали Весну.
И вот одну такую закличку я Вам спою. И буду не просто петь, но и одновременно играть с вами. Вы присаживаетесь на корточки в рассыпную, а Весна будет ходить между вами, и тот, до которого дотрагивается Весна платочком, берёт её за руку и идёт за ней, второй ребёнок берёт за руку первого и т. д.
А сейчас я превращусь в Весну. «Покружилась, покружилась, и в весну я превратилась».
«Закликание весны»
«Жаворонушки, прилетите-ка
Весну красну, принесите-ка
Нам Зима то надоела
Весь овёс переела!»
Слайд2: жаворонки щебечут
Муз. рук:Посмотрите ребята, а вот и жаворонки к нам прилетели. (беру блюдо с жаворонками).Сегодня у меня очень хорошее, радостное настроение. Мне хочется с вами поделиться хорошим настроением. Разбирайте жаворонков. Давайте мы подуем на наших жаворонков, что бы они разлетелись и передали о том, что пришла весна (хорошее настроение, солнышко! (дети дуют на жаворонков)
1. Упражнение для дыхания «Пушинка»
Муз. рук. :А теперь, давайте подарим нашим гостям по жаворонку. Пусть и у них будет хорошее весеннее настроение! (раздают жаворонков)
А на гуляньях водили первые хороводы.
Слайд3: Хоровод
В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества — солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода- круг. Собирайся, детвора, хоровод водить пора!
Хоровод :
Ну ка русскую давайте
Веселее начинайте
Разгуляйся народ
Веселись хоровод.
А вы знаете, что наши предки – древние славяне водили хороводы разными способами. Давайте мы с вами походим «змейкой». (походили змейкой).
Змейка:
Ой ниточка тоненькая,
Мотовилица зелёненькая
Ой дувай, дувай дай, дувай дай
Ой дувай, дувай дай, дувай дай
Еще мы с вами изобразим «улитку»,
Улитка:
Заплетися плетень, заплетися
Завернися труба золотая
Догадайся Кума молодая
Выходила уточка, за малыми детками.
А распутать улитку мы сможем через воротики.
Музыкальный руководитель поёт, дети подпевают. (или плюс песни)
А теперь давайте потанцуем под музыку!
Слайд 4: Танцевальная
Вот такой замечательный хоровод у нас получился. Давайте повторим, какие хороводы бывают. (Дети рассказывают)
Молодцы ребята. Но на Руси не только играли, заводили хороводы, но еще свои веселья сопровождали игрой на музыкальных инструментах. Пойдемте я вам сейчас покажу. (Подходим к столам, снимаю платок)
А какие музыкальные инструменты вы знаете (ответы детей)Правильно ребята, и я вам предлагаю поучаствовать в музыкальной сказке.
Слайд5: встреча весны
Весело аукнула (Гусли)
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся (Рубель)
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, (Бубенцы)
Прилетел к ней грач; (Ложки)
Покатился ёжик вслед, (Колотушка)
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка, (Трещетка)
Глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая (Колокольцы)
Света и тепла!
На ветвях коричневых (Свистульки)
Грянул птичий хор.
Гордо приосанился (Все вместе)
Посветлевший бор;
Муз. рук:Замечательно ребята! Вот такой у нас получился рассказ.
А теперь пришла пора и поиграть! А игра называется «Карусель». Вставайте вокруг меня. Берите каждый по одной ленте со своей стороны. Ножки наши умеют танцевать? Потопали одной ножкой, а теперь другой. А теперь двумя! Молодцы! А теперь под музыку!
Слайд 6: Карусель
Слайд 7: Гуляние
А наше занятие подошло к концу. Ребята, что вам больше всего понравилось?И мне очень понравилось с вами. Давайте мы с вами попрощаемся по нашему русскому обычаю, поклоном. А вам ребята, я хочу подарить на память сладкие подарки. До свидания!