Лариса Поплевина
Музыкальное занятие «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель. Поплевина Лариса Николаевна. Музыкальный руководитель. Косолапова Татьяна Анатольевна.
Образовательная область: «Музыка».
Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Художественное творчество».
Тип: Интегрированное.
Возраст: 6 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности.
Музыкально-художественная :
Публикация «Музыкальное занятие „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Прослушивание музыкальных фрагментов. Определение характера и соответствие картине.
Слушание аудиозаписи С. С. Прокофьев «Фея Осени», из балета «Золушка», «Осенняя песнь» из альбома «Времена года» И. П. Чайковского.
Исполнение песен «Спасибо тебе осень». Музыка и слова Л. А. Олиферовой.
Просмотр репродукции. Остроухов «Золотая осень». Нестеров «Осенний пейзаж».
Знакомство со стихотворением Л Станчев «Осенняя гамма», М. Волошин «Осенью», А. С. Пушкин «Уж. Небо осенью дышало…».
Двигательная: исполнение танца. «Танец с листочками» (Музыка «Осенний сон», двигательная импровизация Гайдн «Анданте»(оркестр)
Продуктивная: создание картины «Осень».
Коммуникативная (развитие речи) : беседа, объяснение, рассказ, игра: «Ловушка», демонстрация слайдов.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
2. Задачи для музыкального руководителя.
3. Создать условия для образовательной деятельности, сюрпризный момент.
4. Задачи для воспитанников: настроиться на образовательную деятельность.
5. Методы: рассказ, упражнение.
6. Предварительная работа: разучивание музыкального материала,художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка - нетрадиционные способы и приемы).
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, экологические, этические беседы с детьми.
Атрибуты :Музыкальный центр. ноутбук. видеопроектор. кассета. VSB носитель, детские музыкальные инструменты (металлофон, тарелочки,стаканы, слайды,
Мольберт, картина с нарисованными деревьями,разноцветные листочки из бумаги. Клей, кисточка для клея, палитры, синяя и белая гуашь. Баночка для воды, губки (по количеству детей, салфетки для кисточек, лист- ладошка Осени, костюмы Художника и Осени.
Дети свободно входят в зал, занимают места на стульях расставленных полукругом.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. (М. Р) Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале (звучит колокольчиком)
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья с началом урока!».
«Друзья, поздравляю с началом урока!».
Ребята, сегодня у нас с вами снова будет необычное занятие -мы отправимся в огромный и очень интересный мир искусства. А какие виды искусства вы уже знаете (дети отвечают). Да, и музыка, и поэзия, И живопись, и архитектура—все это разные виды искусства, с которыми мы общаемся каждый день. А вот сегодня еще ближе познакомимся с искусством нам поможет наш гость –Художник.
Под современную музыку в зал входит Художник.
Художник: Здравствуйте ребята, очень рад вас видеть. Вы знаете, друзья, я долго готовился к нашей встрече и заранее нарисовал одну картину - специально для вас.
М. Р. Специально для нас?
Художник: Да, во тона! (Показывает упакованную или свернутую картину).
М. Р : Нам очень хочется посмотреть твою картину, Художник.
Художник: Ну что, давайте посмотрим.
Разворачивает картину, ахают - на картине не хватает цвета.
Художник: Кто же это здесь нахулиганил?
Голос: Ха-ха-ха! Что думали полюбоваться картинкой? А вот не выйдет! Не будет у вас праздника! Ха-ха-ха!
Р М. Что нам делать, Художник?
Художник: НЕ расстраивайтесь, сейчас возьмем краски, кисти и все восстановим. (Открывает коробку с красками, из красок только синяя и белая).
А где же краски?
Голос: Ха-ха-ха! Думали я такая глупая, что оставлю вам краски? Я же сказала, что у вас ничего не выйдет, не будет вам праздника!.
Художник: Да кто же ты такая?
Голос: Я—злая и коварная Дисгармония, я ненавижу краски, ненавижу красоту, ненавижу праздники, ненавижу добро, радость, друзей… Все, разболталась я с вами, пока!
Художник: Подожди, подожди, Дисгармония! Где же ты?. Ответь нам!
Прислушивается. Тишина.
Художник (разводит руками, пожимает плечами)
Ну, я не знаю, что теперь делать, без красок у нас действительно ничего не получится.
М, Р: Подождите опускать руки. Ребята, неужели вы согласны, чтобы зло нас победило?. Раз Дисгармония ненавидит все доброе и красивое, значит, мы сможем победить ее добром и красотой.
Художник: Правильно, тем более, у нас есть помощники.
М. Р: Какие помощники?
Художник: Добрые сердца, верная дружба, помощь друг другу, и, конечно, сама (хором) Царица Музыка!
М. Р: Она хоть и невидимая, но обладает большой силой—как и любой вид искусства.
А куда же мы пойдем, где будем искать краски для нашей картины?.
Художник: Я думаю, надо нам отправиться в осенний лес, Именно там мы сможем найти все необходимые нам цвета.
М, Р: А перенестись в осенний лес нам помогут звуки. Закройте глаза, Раз- два- три, сказка оживи!
Звучит музыкальный акцент.
М. Р: Вот мы и на месте. Прежде чем мы пойдем дальше, нам надо вспомнить правила поведения в лесу
Правило 1: В лесу нельзя ломать ветки.
Правило 2: В лесу нельзя разорять гнезда и разрушать муравейники.
Правило 3: Нельзя шуметь, нельзя оставлять мусор.
Правило4: В лесу нельзя рвать цветы.
Звучит вальс, появляется Осень.
Осень : Здравствуйте, дорогие друзья, Я рада приветствовать вас в моем лесу.
М, Р: Ребята давайте поприветствуем Осень!
Дети: Рады мы очень встречи с тобою, здравствуй, здравствуй, Осень!.
Осень : ребята, мне очень нравиться, как вы здороваетесь музыкальными звуками. А еще со мной можно поздороваться за руку. Посмотрите, как этот кленовый лист похож на ладошку. Пожмите его осторожно-осторожно (подходит к детям)-вот мы и поздоровались. А что же вас привело в мой лес?.
Художник: Злая Дисгармония испортила мою картину и унесла все мои краски.
М, Р: Вот мы и пришли к тебе за помощью.
Осень : Ну что ж, я думаю -, смогу вам помочь. Мой лес очень красочный и разнообразный, многие художники передавали в своих картинах красоту Осени. Полюбуйтесь на эти картины!
Демонстрация слайдов, комментарии Художника.
Художник: Перед вами «Осенний пейзаж», написанный художником Нестеровым. Он изобразил раннюю осень, где многие деревья еще остаются зелеными, а некоторые даже надели свои яркие наряды- желтые, оранжевые, багряные. Разнообразие красок осени ярко просматривается на заднем плане картины, особенно в тех деревьях, которые отражаются в воде. Совсем по-другому изобразил осень эстонский художник Томас Винт. Его мотив очень прост - облака, опушка леса, дом. Преобладает сизо-синяя и золотистая гамма цветов. Темное небо, сгущающиеся тучи в контрасте с ярко-желтым полем дают ощущение надвигающейся бури. А на этой картине – осень в лесу. Свою картину художник Остроухов назвал «Золотая осень». Как вы думаете почему? (Дети отвечают)
Художник: Вы совершенно правы. Художник пользовался очень яркими, насыщенными красками. Осень, вот именно такие краски были в моей картине. Ты можешь нам их подарить?
Осень : Конечно. Но сначала я хочу загадать вам загадку, не простую, а музыкальную. Послушайте два музыкальных отрывка и определите, какой из них подходит по характеру к этой картине. Справитесь?
М, Р: Думаю, ребята справятся с твоим заданием, Осень. С. С. Прокофьев, «Фея - Осень», из балета Золушка «Осенняя песнь» из альбома Чайковского. Фонограммы. Прослушивание музыкальных фрагментов определение их характера и соответствие картине. Беседа с детьми, игра ловушка»- М. Р. предлагает детям слова. Соответствующие характеру музыки, дети «ловят «их или «отбрасывают от себя.
Осень : Вы прекрасно справились с этим заданием, друзья. Мое следующее задание - спеть песню.
М. Р. : И с этим заданием справимся.
Песня «Спасибо тебе осень». Музыка и слова Л. А. Олиферовой.
Осень : Спасибо большое друзья. Посмотри, Художник такие краски тебе нужны для картины?.
Осень отдает Художнику разноцветные листья.
Художник: Да именно такие краски украла Дисгармония. Спасибо тебе, Осень!
Осень : Рада была вам помочь. А на прощание попрошу ребят станцевать с моими листочками.
Танец с листочками (музыка «Осенний сон».)
Осень : Спасибо вам за танец, за песню, за музыку. Мне пора прощаться с вами, до новых встреч!
Дети прощаются с Осенью. Осень уходит.
Художник: Осень подарила нам краски. Ребята, теперь мы сможем раскрасить нашу картину. Посмотрите, у вас есть большие и маленькие листочки, и на нашей картине есть большие деревья, а есть маленькие. Как, вы думаете, почему эти деревья (показывает деревья на заднем плане) маленькие? (Дети отвечают). Эти деревья находятся дальше, или, как говорят все художники, «на втором плане». На то, что они находятся дальше.
Указывает и то что они нарисованы выше. чем деревья на переднем плане. Все предметы, которые находятся дальше, кажутся меньше, значит, и листочки на этих деревьях будут казаться меньше. Постарайтесь правильно распределить листву. Приступаем к работе. Дети выполняют работу. Дети приклеивают листочки.
Художник: ну вот, посмотрите что у нас получилось.
М. Р: Замечательная картина.
Математическая минутка: посчитайте, сколько всего деревьев, сколько на переднем плане, сколько на заднем плане, на каком плане больше деревьев?
М. Р: Но посмотри, Художник, наша картина еще не окончена.
Художник: Да. Вы правы. Ребята, посмотрите, чего не хватает в нашей картине? (дети отвечают)
Художник: Ну конечно, небо осталось бесцветным. Но какой же цвет нам выбрать, ведь небо бывает и ярко- голубым, и серым, и синим. А перед грозой оно становиться почти черным.
М, Р: Какого цвета будет наше небо на картине. Поможет музыка. Художник слушает произведение, которое исполняют дети. (Гайдн «Анданте» оркестр)
Художник: Молодцы, ребята, хорошо сыграли. А как вы думаете. Какой оттенок нам подсказала музыка, светлы или темный? Почему вы так считаете?
Дети отвечают: музыка легкая, светлая, прозрачная, значит, и цвет неба будет светлым.
Художник: Но посмотрите ребята, Дисгармония оставила нам только Темно- синюю краску. Что мы можем сделать, чтобы у нас получилась светлая, голубая краска.
Дети отвечают. Что в белую краску надо добавить синюю.
Художник: Давайте каждый из вас попробует это сделать самостоятельно. Подойдем к столам.
Дети подбирают цвет. А затем рисуют небо на картине.
Художник: Ну, вот наша картина закончена. Ребята, а что за картина у нас получилась- пейзаж, портрет или натюрморт?
Дети отвечают, а затем читают стихи.
Художник: Я оставляю эту картину вам на память о нашей встрече. А мне пора уходить, до свидания!
Художник под музыку уходит.