Первухина Любовь Алексеевна
Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Инженерно- техническая школа имени дважды Героя Советского Союза
П. Р. Поповича
(дошкольное отделение, ул. Черняховского, д 15, корп. 3)
Материал для публикации
по теме: «Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников»
подготовила музыкальный руководитель
Первухина Л. А.
Москва, 2018 г.
1. Введение
Публикация «Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Музыка является неотъемлемой составной частью духовного
богатства общества. Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. Отсюда огромна социальная значимость и эффективность функционирования музыкального ге^^^^й!р1\/1узыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех педагогических системах.
В развитии музыкальной культуры и образования внимание обращается главным образом на возможности, пути и средства формирования личности посредством музыки.
Музыка всех эпох и народов, разнообразных жанров и видов, народная, классическая и современная, легкая и серьезная должна удовлетворять запросам личности и общества в целом. Важно, чтобы у людей был иммунитет против дурной, безвкусной, вредной для здоровья музыки. Ум и сердце каждого должны быть открыты для музыки. Только гармония ума и сердца способна противостоять пошлости и духу разрушения. В руках музыканта-педагога действенное могучее средство формирования этой гармонии- музыка.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для ребенка дошкольного возраста. Музыка способствует развитию в ребенку интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала.
Музыка- самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции.
Гармония ума и сердца- вот конечная цель воспитания современного человека. Роль музыки здесь очень велика,- отмечал Д. Б. Кабалевский.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении- источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Самое главное в усилиях взрослых- не обучение музыке, а воздействие через неё на духовный мир ребенка. Не приобретение знаний, умений навыков важно, а устойчивый интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё, развитие творческой активности в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Цель музыкально-эстетического воспитания очевидна : без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребенке его творческий потенциал и духовные силы.
2. Музыкально занятие- основная форма музыкального обучения дошкольников в детском саду
Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях
специально организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах, Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.
В процессе музыкальных занятий педагогом осуществляется большая воспитательная работа, формируется творческое отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Благодаря проведённым научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждениях достаточно хорошо разработана.
Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследований профессора Н. А. Ветлугиной и ее учеников (И. А. Дзержинской, А. И. Катинене, А. И. Вейчене, Л. Н. Комиссаровой, М. Ю. Викат, М. А. Медведевой, О. П. Радыновой и др., в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В неё входят сразу несколько видов музыкальной деятельности; слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, способствуют формированию основ музыкальной культуры.
2.1. Требования к построению музыкальных занятий.
Построение занятий должно отвечать следующим требованиям:
• учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
• устанавливать преемственность развития музыкальных произведений, приобретении необходимых знаний, навыков, умений;
• обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
• соответствовать учебным задачам и возрастным особенностям детей.
2.2. Структура музыкальных занятий.
Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Последовательность видов деятельности в занятии может быть различной. Т. е. структура музыкального занятия должна быть вариативной. Её эффективность зависит от:
• содержания учебного материала;
• учебных целей и задач;
• методов обучения;
возрастных и индивидуальных особенностей детей
• от активности педагога, его профессиональных качеств, умения наладить контакт с детьми.
В зависимости от количества детей, объединяющихся на занятии,
вы дел я ются-лфронта льны е^за н ятия (объедини ющихея-на занятии,- выделяются фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу, занятия с подгруппами детей (по 4-7 чел., индивидуальные.
2.3. Типы музыкальных занятий.
В зависимости от содержания занятий и тех учебных и
воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются на :
• традиционные;
• доминантные;
• тематические;
• комплексные
• музыкально-тематические.
На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфики-.
Каждому типу музыкального занятия должна быть свойственна своя
структура, которая включает в себя как внешние, так и внутренние элементы.
К внутренним элементам относится всё, что связано с художественным познавательным процессом (т. е. процесс восприятия музыки и характер усвоения музыкального материала). К внешним элементам- всё, что в условиях занятий способствует проявлению внутренних действий (репертуар, виды музыкальной деятельности, их последовательность, методы и приемы обучения). При этом все элементы тесно взаимосвязаны.
Применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе позволяет сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.
1 тип. Традиционные занятия.
Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их, как уже отмечалось выше, может быть различной.
Традиционные занятия позволяют, экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка. Во время этих занятий хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Всё это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием.
Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам музыкальной деятельности.
У традиционного занятия много достоинств, однако, оно не дает педагогу возможность в полной мере реализовать все задачи музыкального воспитания. Слишком частое применение лишь одного этого типа занятий снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей.
2 тип. Доминантные занятия.
В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий господствует или преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности.
Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.
При разработке доминантных занятий следует исходить из необходимости активизации музыкального развития детей и целенаправленного развития навыков в конкретной виде музыкальной деятельности.
Тем не менее, в таком занятии всегда будет иметь место восприятие музыки. Кроме того, могут привлекаться и другие виды музыкальной деятельности, если это необходимо для реализации поставленных задач. Так, например, в доминантном занятии, где преобладающей является певческая деятельность, может быть предложено задание по драматизации знакомой песни или могут использоваться детские музыкальные инструменты для исполнения детьми знакомых полевок, передачи их ритмического рисунка и т. д.
Использование таких занятий способствует коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельность.
Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу и достигать положительных результатов.
Этот тип занятий проводится примерно один раз в месяц.
3 тип. Тематические занятия.
Отличительной чертой структуры тематических музыкальных занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Активность детей при этом значительно повышается.
Тематика занятий может быть различной. Тема может быть связана с явлениями окружающей действительности, например, с природными явлениями («Золотая осень», «Осенины», «Зимушка-зима», «Подснежники», «Прилет птиц»).
Выбор тем подсказывают текущие события (например, к юбилею А. С. Пушкина- «Пушкин и музыка», «Знакомство с творчеством С. Прокофьева» и т. д.).
4 тип. Музыкально-тематические занятия.
Темы посвящены особенностям музыкальной речи, музыкального языка. Тема тесно связана с особенностями самой музыки- жанровыми особенностями, формой, средствами выразительности и т. д. («Громкотихо», «Высоко-низко», «Что такое марш», «Три жанра в музыке», «О чем и как рассказывает музыка», «Слушаем, танцуем, поем вальс», «Музыкальные загадки», «Что такое танец»).
5 тип. Комплексные занятия.
Это занятия, на которых общая воспитательная задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности- художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театральноигровой, художественно-продуктивной- ручной труд, конструирование. В какой-то мере комплексные занятия позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.
Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства.
Все виды художественной деятельности детей на таком занятии объединены общей темой, единым художественным образом. Это позволяет детям осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке Чайковского или Грига, в стихах Тютчева, Фета, в животных полотнах Саврасова и других художников. Всё это помогает ребенку более осознанно воспринимать художественные произведения. Тематика комплексных занятий может быть самой разнообразной. Это и наблюдения за изменениями в природе («Осень- перемен восемь», «Весну закликаем», «Составим книгу о Зиме», и углубленное знакомство с творчеством композитора, поэта («Болдинская осень», «Есенинские осенины», «Сказка в музыке П. И. Чайковского и т. п.») и изучение народных промыслов («Кружевные сказки», «Незабудковая гжель», и знакомство с народными обрядами, традициями («Сороки», «Апрель-снегогон» и др.).
На таких занятиях дети поочередно занимаются чтением стихов, пением, движениями под музыку, рисованием и т. д.
Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, создают благоприятное эмоциональное поле и способствуют развитию самостоятельности, творческого мышления.
Комплексные занятия не просты по своей организации, поэтому проводятся нечасто, обычно 3-4 раза в год.
Количество занятий каждого типа должно исходить из их необходимости и целесообразности.
• Заключение
Педагог сам должен планировать проведение тех или иных типов музыкальных занятий в соответствии с учебно-воспитательными задачами, возрастом детей и особенностями каждой конкретной группы, а также уровнем общего и музыкального развития детей.
В условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают значительно лучших результатов, чем в условиях традиционного подхода. Применение занятий различных структур дает возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, а также осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
Всё это позволяет преодолеть излишнюю заорганизованность к формализм в построении музыкальных занятий, дает возможность самим педагогам творчески отнестись к организации педагогического процесса.
• Библиография.
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка». М., 1968г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М., «Просвещение», 1981г.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1983г.
4. Корой Е. Ф. «Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста». Кишинев, 1986г.
5. Под ред. Ветлугиной Н. А. «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду». М., «Просвещение», 1989г.
6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка-дошкольника». М., «Владос», 2004г.
7. Морева Н. А. «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении». М., «Просвещение», 2004г.
8. Кобалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца». М., 1984г.