Ирина Хачатурова
Музыкальное занятие «Зимняя фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в старшей группе
«Зимняя фантазия».
(интегрированное занятие для детей старшей группы).
Задачи:
Закрепить знания детей о временах года и умение соотносить количество предметов.
Побуждать детей анализировать музыку, передавать впечатления о музыке в движениях.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать ассоциативное и образное мышление на примере произведений о зиме, показывать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
Публикация «Музыкальное занятие „Зимняя фантазия“» размещена в разделах
- Использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.
- Закрепить дробный, приставной шаг, продолжать развивать чувство ритма, совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах.
- Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами; закрепить группы музыкальных инструментов, входящие в оркестр.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, продолжать развивать чувство взаимопомощи и взаимоуважения.
Музыкальный репертуар : «Февраль» - П. И. Чайковский,
«Времена года. Зима» - Вивальди,
Песня «Белая метелица» муз. А. Холминова, сл. Ю. Полухина.
Атрибуты: музыкальные треугольники, бубен, металлофон, коло-кольчик, трещётки, «заснеженные» веточки берёзы, снежинки, 3 колпачка с наклеенными кружочками (1, 2, 3, часики с количеством кружочков, соответствующих номеру месяца, мольберт, лист бумаги, маркер, силуэты снегурочек, краски, кисти, клей, салфетки, ноутбук с картинками, круги Эйлера, карточки с изображением музыкальных инструментов, жестяной поднос, пипетка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I ЧАСТЬ.
Воспитатель: Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки… (зимы)
- Ребята, вы правильно догадались, что в стихотворении говорится о зиме.
- Не только поэты сочиняли стихи о зиме, но и композиторы писали музыку об этом волшебном и прекрасном времени года.
А сколько месяцев зимы вы знаете? Назовите их.
1 ребё нок: Декабрь – первый,
2 ребё нок: Январь – второй,
3 ребё нок: Февраль – третий.
Воспитатель: Каждый месяц – это брат,
Это брат мой зимний.
Кто мне хочет братом стать?
Кто мне будет помогать?
(Зима выбирает детей и надевает на них шапочки, затем предлагает выбрать музыкальные инструменты, которые соответствуют звуку и настроению каждого месяца)
Декабрь – металлофон,
Январь – трещётки,
Февраль – треугольник.
Воспитатель: Всех детей я приглашаю поиграть, а братья- месяцы будут играть нам на музыкальных инструментах.
(месяцы играют на музыкальных инструментах ритмический рисунок).
1. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре. приставной шаг
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз, дробный шаг
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз. приставной шаг
2. Открываем календарь –
Начинается январь. «ковырялочка» с притопом
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
3. Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко, попеременные взмахи руками
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка. плавные движения рук внизу
- А теперь, братья мои, возьмите свои волшебные палочки. А вы, ребята, подойдите ко мне, я надену вам зимние часики. А сейчас каждый из вас пусть подойдёт к своему месяцу.
Декабрь берёт ВЕТКИ,
Январь – СНЕЖИНКИ,
Февраль – СОСУЛЬКИ (муз. треугольник)
Воспитатель предлагает детям импровизировать танец. Команда ФЕВРАЛЯ играет на «сосульках» - муз. треугольниках.
«Февраль», П. И. Чайковский.
Воспитатель: Как красиво вы двигались, какие замечательные танцевальные движения выполняли и очень хорошо играли на музыкальных инструментах.
II ЧАСТЬ.
Муз. рук. : Ребята, я вам предлагаю послушать музыку зимы. Слушайте внимательно и скажите, какой характер у музыкального произведения?
Звучит «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. : Все слова, которые подходят музыке, мы будем собирать в нашу копилку.
Игра «Копилка».
Муз. рук. : Сейчас я предлагаю вам ёщё раз послушать фраг-мент музыкального произведения и сказать, какой музыкальный инструмент солирует в данном музыкальном произведении. (СКРИПКА).
Звучит музыка А. Вивальди «Зима».
Муз. рук. : Как называют людей, которые исполняют музыкаль-
ные произведения? (МУЗЫКАНТЫ).
Муз. рук. : Как одним словом можно назвать группу музыкан-
тов, исполняющих музыкальные произведения?
(ОРКЕСТР).
Муз. рук. : Какие музыкальные инструменты входят в состав ор-
кестра? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
Как мы можем назвать группу музыкальных инстру-ментов, в которую входят скрипка, гитара и т. д.? (ГРУППА СТРУННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕН-ТОВ).
Муз. рук. : Какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
(ДУХОВЫЕ, КЛАВИШНЫЕ, УДАРНЫЕ, СТРУННЫЕ).
Муз. рук. : Ребята, давайте разложим музыкальные инструменты
по группам.
На столе лежит большой круг с изображением музыкальных инструментов и 4 круга поменьше, в один из которых нужно положить струнные музыкальные инструменты, в другой – клавишные, в третий – ударные, в четвёртый – духовые.
III ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю послушать звуки зимы, а каждая команда будет эти звуки рисовать.
Воспитатель ставит 3 мольберта.
Команда декабря (хруст снега) крахмал.
Команда января (вьюга, ветер) лист бумаги.
Команда февраля (капель) вода.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие у вас получились картинки.
Дети показывают, какие картинки у них получились, и какие звуки зимы они услышали.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы оживили эти
картинки.
Дети мимикой и жестами передают образы своих картин.
Воспитатель: Я предлагаю спеть песню про Снегурочку.
Песня «Белая метелица»
муз. А. Холминова, сл. Ю. Полухина.
IV ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, а помните, мы с вами рисовали Снегуроч-
ку? Давайте украсим наряд Снегурочки и
подарим его ей.
3 стола по количеству команд. На столах силуэтные изображения снегурочек. Каждая команда выполняет своё задание – по-разному украшает костюм Снегурочки, используя разные средства выразительности.
V ЧАСТЬ.
Снегурочка: Спасибо вам за подарки, а я вас приглашаю в
зимний лес.
Звучит фоновая музыка «Времена года. Зима» Вивальди.
С каждыми двумя строчками меняется картинка на мониторе.
Зима
Петр Комаров.
Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по-зимнему светится,
И в поле — морозная мгла.
Вся в инее — в сизом каракуле -
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребят, станцевать
задорный танец «В лесу родилась ёлочка»
В конце занятия дети получают угощение – вкусные «снежки» (зефир).