Елена Бочкарева
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать +Заказ
Е. М. Бочкарева, музыкальный руководитель
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образова
ния[/b]
Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Целью основной образовательной программы, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка активного слушания
музыкальных произведений и инициация самостоятельной музыкальной активности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;
– формирование элементарных представлений о видах музыкального искус-ства;
– реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Результатом освоения ФАОП программы в образовательной области «Музыка»
следует считать:
• сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
• умение передавать выразительные музыкальные образы;
• воспринимать и передавать в пении, движении основные средства вырази-тельности музыкальных произведений;
• сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
• умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные им-провизации;
• проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах му-зыкальной деятельности.
Образовательная область «Музыка» органично проникает во все другие обра-зовательные области и оказывает всестороннее гармоничное развитие детей.
Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоро-вьесберегающей педагогике :
- структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воз-действия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каж-дый ее элемент;
-принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;
-принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;
-принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров – ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;
-цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает :
1) высокую мотивированность речевого общения;
2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;
-принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.
-принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;
-принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического, ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;
-принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;
-принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;
-принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности, а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр. ;
-принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;
-принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.
Содержание адаптированной основной образовательной программы (ФАОП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности : пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.
Задачи раздела «Восприятие»
•ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
•развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
•развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
•формирование музыкального вкуса;
•развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи раздела «Пение»
•формирование у детей певческих умений и навыков;
•обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
•развитие музыкального слуха : различение интонационно точно-го и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
•развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»
•развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического
чувства и в связи с этим ритмичности движений;
•обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
•обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
•развитие художественно-творческих способностей.
Задачи раздела «Музицирование»
•совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
• развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;
•развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
•знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
Задачи раздела «Творчество» : песенное, музыкальноигровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах
•развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
•способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
•развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
При создании ФАОП необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:
•обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;
•учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;
• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драмматизациях;
• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);
Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих про-граммах музыкального руководителя во всех разделах программы.
Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).
В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, - не отвлекая при этом всех остальных детей группы.
Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с посте-пенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить с использованием музыки : в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.
Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового, привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в цен-трах музыкальной активности : обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.
Список литературы
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным програм-мам дошкольного образования : приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013 г.
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
3. Об образовании в Российской федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.