Филиппова Маайа Егоровна
Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 «Кэскил» им Е. Г. Корниловой городского округа «город Якутск»
Статья
Тема: «Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов»
Публикация «Музыкальное воспитание детей в дошкольном возрасте на примере традиционной культуры с использованием музыкальных инструментов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Музыкальный руководитель : Филиппова Маайа Егоровна
Якутск 2022
ВВЕДЕНИЕ
Будущее каждого народа, величие его прошлого в самобытности его языка и культуры. Духовное богатство народа проявляется через искусство, национальные традиции. Один из принципов развития Концепции национальных школ и дошкольных учреждений РС (Я) формирование нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических способностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение настающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировоззрение.
В развитии якутского инструмента огромную роль сыграл основоположник профессионального якутского музыкального искусства Марк Николаевич Жирков. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов, среди которых имеются такие инструменты, как «улаханчардаатк пс р» – большой кюпсюр и «дь л кк йк пс р» – выдолбленный кюпсюр. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, в развитии и реконструкции якутского инструмента.
Цель:Приобщение детей к народной музыке через игру на якутских народных инструментах.
Задачи:
• Воспитывать любовь детей к якутской народной музыке и к народным инструментам;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством коллективной игры на якутских народных инструментах;
• развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
• учить по слуху и зрительно различать основные инструменты.
Якутские национальные инструменты служили неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, повседневного бытового уклада, традиционного образа жизни народа. Сегодня архаичные музыкальные инструменты активно используются наравне с современными музыкальными инструментами.
У древних якутов было развито музыкальное искусство, доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д.
В данное время я работаю Музыкальным руководителем в МБДОУ №51 “Кэскил” им Е. Г. Корниловой город Якутск – это единственный детский сад, который входит в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Он стремиться создать образовательную поликультурную среду и условия для интеграции в культуры других народов среди детей дошкольного возраста.
С 2016 года в детском саду начато исследовательская деятельность по теме в дошкольной образовательной деятельности по формированию у детей основ гендерного достоинства личности. С этой целью открыты и функционируют 8 гендерных групп. Гендерные группы открыты с целью уйти от однополого воспитания, учитывать особенности физиологических и психологических функций мальчиков и девочек. Развивать у девочек и мальчиков от природы заложенные качества, обеспечить возможности утвердиться и открыться в женских и в мужских видах деятельности, создавать условия для развития социального модели поведения. Для мальчиков решительности, смелости и ответственности, для девочек скромности, нежности и чуткости.
У нас есть ансамбль «Этноболох» старшая группа девочек, где мы знакомимся с якутскими музыкальнымиинструментами, историей их создания, девочек обучаем навыкам игры на инструменте, так же готовимся к выступлениям, на конкурсах разного уровня и к мини выступлениям на праздничных мероприятиях в ДОУ.
Якутские музыкальные инструменты – (Саха музыкальнайинструменнара) слова Л. Семенова мел. Семенова К. К. В этой песне поется про, якутских национальных инструментах - Дунур, кюпсюр, хомус, кырыымпа, дьа5а (см. приложение 1).
Хомус — древний музыкальный инструмент. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе.
Кырыымпа (кырыыппа) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент. Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью.
Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент. Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР
Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент,
подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой.
Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех.
Д р (Бубен шамана) - состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют “былаайах»- деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
На практической части, с детьми прослушиваем песню, определяем характер музыки – напевная, светлая и одновременно энергичная, рассказываю историю якутских музыкальных инструментах и их различиях. Определяем тембры музыкальных инструментов, соответствующие по характеру звучания частей. Песня довольно легко разучивается, при пении обращаю внимание на выразительность слов, исполнять каждую часть передавая характер инструмента, например Кырыымпа- (см. приложение 2, мелодия двигается плавно, слышны повторяющиеся звуки, Дьа5а – (см. приложение 5, самый звонкий шумовой инструмент, значит мелодия звучит ярко, весело и звонко. Играем на этих инструментах, чтобы закрепить у детей ритмические и тембровое своеобразие музыки.
В частности, игра на якутских музыкальных инструментах многогранно воздействует на общее развитие детей и коммуникативные способности, эффективно снимает эмоциональное напряжение, делает детей более общительными, целеустремленными и имеет свойство быстро выводить их из стрессового состояния, что наиболее актуально в наше время. (время гаджетов). Игрой на музыкальных инструментах достигается гармония ребенка с культурой своей нации и с окружающим миром и самим собой, наступает психо-эмоциональное расслабление и энергетизация всего организма, стимулируется двигательная активность и мозговая деятельность.
В результате у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.
В конце хочу еще добавить, 2021 год был объявлен ЮНЕСКО годом сохранения культуры малочисленных народов. В рамках запланированных мероприятий, посвященных этой дате, также в целях развития сотрудничества образовательных организаций входящих в Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, было проведено совместное мероприятие, через платформу ZOOM.25 января прошел первый совместный проект, который посвящен национальным коренным малочисленным народов севера. В ходе мероприятия дети и педагоги ознакомили других участников с национальной одеждой,традиционными играми, песнями и танцами представляемого народа. Дети получили массу положительных эмоций и хорошее настроение, приобщились к культуре народов Севера.
Целью этих мероприятий является повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений у подрастающего поколения и приобщение воспитанников ДОУ к традициям и обычаям национальных культур.
Использованная литература :
1. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Гос. муз. изд. 1963 г.
2. «КЫЛ Руслана Габышева» А. Томская, Якутское книжное издательство
3. «Конструктивные особенности струнно-смычкового инструмента Кыл якутского мастера и исполнителя Р. П. Габышева» М. И. Шамаева, Якутское книжное издательство
4. «Саха былыргымузыкальнайинструменнара» А. И Чахов изд. «Бичик» 1993 с
5. Чахов А. И. Саха былыргы музыкальнайинструменнара. Якутск. 1993 г.
6. «Якутские музыкальные инструменты : традиции и современность» А. Томская, Якутское книжное издательство
7. «Якутская народная музыка». М. Н Жирков, Якутское книжное издательство. 1982г