Виктория Вториникова
Музыкально-ритмические нейроигры как инновационная технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще встречаются дети с различными нарушениями речи, восприятия, координации общей и мелкой моторики. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, а впоследствии чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на нейроиграх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Публикация «Музыкально-ритмические нейроигры как инновационная технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поэтому у педагогов возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые способствуют межполушарному взаимодействию, развитию эмоциональной сферы и гармонизации личности ребенка.
В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов - это музыкально – ритмические нейроигры. Для детей с особенностями психофизического развития применение музыкально – ритмических нейроигр является стимулятором развития сенсомоторики. Занятия с использованием музыкально – ритмических нейроигр направлены на развитие тонкой пальцевой моторики, тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка, внимания, наблюдательности, памяти, проприоцептивной системы, пространственных представлений, чувства ритма, умения действовать в команде, коммуникативной и познавательной сферы, творческих способностей, вестибулярного аппарата, слухового анализатора.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевой функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
При проведении занятий мы делаем акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны и дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Музыкально – ритмические нейроигры проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности до 25-30 минут в день.
Нейроигры позволяют повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Нейроигры вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психическое состояние.
Регулярное включение музыкально – ритмических нейроигр в образовательную деятельность воспитанников с ТНР способствует развитию координации движений детей, их физических качеств: силы, выносливости, быстроты, улучшения психического состояния, снижения тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, развития внимания, расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, коррекцию речи, формирование музыкально-творческих способностей дошкольников.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи позволяет заключить, что музыкально-ритмические нейроигры обладают определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы гармоничного развития дошкольников. Обращение к современным технологиям в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов воспитания и обучения, способствует максимальному обогащению эмоциональной сферы ребенка и его полноценного развитию, что являться гарантией самореализации и самоактулизации в дальнейшей жизни и деятельности.