Загидуллина Ирина
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад 182
город Уфа
Загидуллина И. Б.
Сагадеева И. А.
Музыка, как самый удивительный, самый волшебный вид искусства.
Публикация «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблеме расширения сознания, развития эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы. Развивая творческое воображение, расширяя палитру эмоционального, образного восприятия, мы даем детям не только возможность быть успешными в различных видах художественно-творческой деятельности, но и способ «надситуативного» мышления, что в будущем поможет им реализовать свои желания и мечты.
Музыкальное воспитание – это наиболее привлекательный для детей вид деятельности, развивающий творческие способности малышей адекватно их возрастным и индивидуальным возможностям. Больше всего дети любят двигаться под музыку, поэтому нужно обязательно предоставлять дошкольникам возможность как можно больше танцевать, импровизировать под ритмичную, яркую музыку. Музыка должна побуждать к движению, создавать особое настроение.
Для детского танца подбираю музыку непродолжительную, примерно на 2-3 минуты. Она должна быть удобной по темпу и ритму, яркой и образной,
Чтобы легко запоминалась, нравилась и детям, и взрослым. На занятиях предлагаю подвигаться под музыку – по их реакции будет видно, насколько подобранное произведение соответствует замыслу. Наблюдая за детьми, я отбираю более яркие, выразительные движения, которые дети сами «нашли», из которых складывается композиция. Когда готова композиция, придумываем сюрприз к этому танцу включение цветомузыки, пускание мыльных пузырей и т. д.
В процессе музыкального движения развиваются творчество, музыкальные способности и двигательные качества, развивается зрение (глазомер, периферическое зрение, развивается образное, ассоциативное мышление, поскольку музыка способствует созданию новых образов, воплощенных в пластике. Например, исполняя танец «Мотыльков» под музыку И. С. Баха, дети представляют себя легкими, воздушными, «невесомыми», переполненными радостью и восторгом. В танце «Троллей» под музыку Э. Грига «В пещере горного короля» дети представляют себя фантастическими существами, зловещими волшебниками, появившихся из темных, сказочных пещер. Обсуждаем с детьми музыкально – пластические образы. Эти беседы развивают не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами – эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы. Подбор музыки является чрезвычайно важным.
Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движениям. Но и показ педагога должен быть очень выразительным и артистичным, тогда и дети тоже будут копировать мимику и пластику.
Дошкольники – удивительные фантазеры, одаренные творческим воображением склонные к постоянной импровизации.
Работа над освоением танца занимает примерно 5-6 занятий. На первом занятии я предлагаю детям послушать музыку, представить, как можно под эту музыку двигаться, какой атрибут использовать в танце. На последующих занятиях мы импровизируем, придумываем интересные движения. В качестве творческого задания предлагаю детям представить, какие персонажи танцуют под эту музыку, придумываем название танца.
На последующих занятиях уделяю внимание освоению детьми некоторых элементов танцевальных движений. В конце разучивания танца важно добиться правильного выполнения всех движений, но нужно обязательно напоминать не только о красивой осанке, но и о музыке, о танцевальном образе.
Очень важен подбор костюмов. В этом нам помогают не столько специалисты детского сада, но и, конечно, родители, которые сами участвуют вместе с детьми в различных досугах, проводимые в детском саду.
Особой популярностью пользуются совместные с детьми и родителями танцы и игры. Для этой цели используют различные «Пляски- приглашения», коммуникативные танцы-игры, в которых происходит смена партнеров. Это простые танцы с повторяющимися движениями. Которые не нужно специально разучивать с родителями, взрослые выполняют движения по показу детей («Кошки- мышки»). Очень помогает в работе сборник «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Разучивание совместных музыкальных номеров требует особого времени, когда родители могут задержаться в детском саду для специальных занятий. Но к этому они привыкли. Уже, начиная с младшей группы, родители полноправные участники на праздниках. Он и сами подбирают наряды, парики, помогают это сделать детям.
Развитие музыкальности, умение творчески выразить свое восприятие музыки в движениях является важными задачами ритмического воспитания, хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития детей.
Литература:
1. Горшкова, Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству /А. В. Горшкова М. 1993.
2. Басов, М. Е. Движения под музыку /М. Е. Басов –М. 1975
3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду
/Н. А. Ветлугина – М. Просвещение,1974
4. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества /Т. С. Комарова – М. 1994
5. Зимина. А. Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Автореферат дисс. На соискание ученой степени доктора педагогических наук /Е. Н,Зимина – М. 1998
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. /А. И. Буренина –МПб, 2000.