Анна Мудриевская
Музыкально-познавательная программа «Браво, казаки! Любо, казаки!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Звучат казачьи песни. Зрители и приглашённые гости собираются в музыкальном зале. Сценическое пространство зала оформлено, как комната казака. На презентации отображается праздничная заставка. Звучит казачья песня «Ой, вы, кони!», в зал «въезжают» 6 всадников-казачат выполняют перестроения, становятся на запланированные места, с последними аккордами песни в зал входит Ведущий
читают стихи.
1 всадник
Много было под конями ветра.
Шли они в пустынях и лесах
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
Публикация «Музыкально-познавательная программа „Браво, казаки! Любо, казаки!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
2 всадник
Сколько бед в дорогах повстречали!
Те, кто шел на Юг, Урал, в Сибирь…
И создали даль её и ширь.
3 всадник
Путь тот не измерить в километрах,
Он пролег сквозь моры, славу, страх…
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости и участники праздничной музыкально-театрализованной программы, посвященной 30 Годовщине принятия «Закона о реабилитации репрессированных народов, в том числе казачества». В этот день мы отмечаем возрождение кубанского казачества, вспоминаем всех, кто живет по закону «Честь, вера и Родина для казака – дороже жизни». Казаки, стали неотъемлемой частью современного общества, они, как и много лет назад, всегда на передовой, служат верной опорой государству, являются истинными патриотами нашей Родины, родной Кубани.
Звучит вступление к песне «Если ты казак», через двери со стороны фортепиано в зал входят 3 девочки-барабанщицы в кубанских костюмах, становятся на запланированные места. Затем входят дети гр. №9, 1 выстраиваются в 2 шеренги, исполняют песню. С окончанием песни садятся на стульчики по периметру зала. Всадники через двери возле зрителей уезжают. Ведущий выходит в центр зала, к ней подбегает ребёнок в казачьем костюме.
(воспитатель и воспитанник)
Сын : Мама, чей это дом?
Мать: Попробуй догадаться сам, кому принадлежит эта комната?
Сын: Давай просто позовем хозяина!
Мать: Не надо! Рассмотри все вокруг и попытайся догадаться сам!
Мальчик обходит комнату и останавливается напротив дальней стены. Рассуждает вслух.
Сын: Шашка… Хозяин, наверное, военный…
Мать: Как думаешь, зачем фотографии?
Сын: Это, наверное, любимые родственники, а, может, друзья! Ой, а это – папаха! (разглядывая папаху)
Мать: Ты все верно подметил. Кто же хозяин этой комнаты?
Сын: Я, кажется, догадался! Мы находимся в комнате казака!
Мать: Верно, сынок, это хата потомственного казака. И отец его ___ был казаком, и дед его ___ был казак, и прадед его тоже был казак. Все они были самыми уважаемыми людьми в нашей станице, и когда она называлась Уманской, и когда стала Ленинградской.
Сын: А почему наша станица раньше называлась Уманской?
Мать: Потому что её основали Запорожские казаки Уманского куреня, переселившись на Кубань, они оставили это название
Сын: А что такое курень?
Мать: Курени служили жильём казакам, но и вместе с тем каждый курень был хозяйственной организацией. Курени носили разные названия – по имени атаманов – их основателей, или по названиям городов, откуда пришли казаки в Запорожскую Сечь. Уманский курень образовали жители города Умань. Вот оттуда и тянется корень родословного дерева Уманских казаков, пришедших в Черноморию из Запорожской Сечи.
Казачата исполняют номер на казачьих литаврах
Сын: Мама, на самом почётном месте в хате казака висит шашка. Казаки все были с оружием?
Мать: Ты это правильно заметил. Казаки защищали границы российского государства.
Сын: Как пограничники?
Мать: Да, сынок. Черноморцы перешли на Кубань сложившейся военной общиной, имевшей в своих рядах и пехоту, и кавалерию, артиллерию, гребную флотилию. На новом месте их ждала чужая, неведомая, враждебная земля, не было ничего, кроме неба и камышей. Казаки были и воинами, и землепашцами, и хозяевами, которые обустраивались на новом месте. Несмотря на свою малочисленность, они стали надёжно охранять границу без всякой помощи регулярной армии.
Дети гр. №1 исполняют песенно-хореографическую композицию с элементами фланкировки «Бурка»
Сын: Мама, а как становились казаками?
Мать: Очень интересный вопрос! В годовалом возрасте Крестный сажал ребёнка на коня и обводил вокруг церкви. Затем малыша брал в руки отец, а крёстный на них обоих надевал портупею с дедовской шашкой. После крёстный, обращаясь к женщинам, восклицал: «Казака принимайте, да за ним поглядайте! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да шашке учился! Чтоб малых не забежал, старших уважал, а к родителям был почтительный». С восьми лет казачонка учили джигитовке, почти цирковой езде на коне, обращению с саблей, кинжалом, как ходить в разведку, как рубить врага в атаке.
Сын: Да, нелегко было расти казачонком! А девочек как воспитывали в казачьих семьях?
Мама
Девочек в казачьих семьях с детства приучали помогать матери с домашними хлопотами, по хозяйству, в огороде, казачки обязательно обучали дочерей рукоделию — шитью, ткачеству, вышивке, девочки помогали заботиться о младших братьях и сестричках.
Танец девочек гр. № 10, 9 с куклами – казачками «Казачья колыбельная»
После танца девочки выходят из зала через дверь со стороны зрителей.
Сын берёт в руки и рассматривает лошадиную уздечку.
Сын: Мама, а что это такое?
Мама: Это лошадиная уздечка. К служению, в войске казак должен был приготовить снаряжение и вырастить своего коня. За маленькими жеребятами ухаживали как за детьми. И кони платили хозяину необыкновенной преданностью и любовью. Конь не давался в руки чужим, не боялся выстрелов, по свисту хозяина выбегал из укрытия. В случае ранения или гибели хозяина, конь приходил со своим седоком к родной станице.
Дети гр. №1 исполняют песню «Мыл казак в воде коня».
Сын: Мама, а я слышал пословицы «Казак без службы – не казак», или вот ещё вспомнил «Казак на службе, как орел в небе». Почему так говорят?
Мама: Казаки всегда стояли на защите родных рубежей, смело громили врага. В венок российской славы казаки вплетали лавры своих доблестных побед. Черноморские казаки внесли весомый вклад в русско-турецких войнах, в войне с Наполеоном. В Крымскую войну о храбрости казаков ходили легенды, здесь, при обороне Севастополя, участвовали два черноморских пластунских батальона, в том числе Уманцы, отличились наши земляки и при освобождении Болгарии от турок. С началом 1 мировой войны войска Кубанского казачьего войска участвовали в боевых действиях на Западном и Кавказском фронтах. А в годы Великой Отечественной войны казаки проявили героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Звучит песня «Тишина» Майданова. Выходит группа детей в казачьих костюмах, выносят флаг-полотно. Дети выполняют развёртывание флага-полотна.
Сын: Да, казаки ковали нашу историю, о них слагали легенды, их кровью полита кубанская земля, наверное, им всегда за это воздавали славу и почёт?
Мама: Нет, сынок, к сожалению, были и чёрные дни в истории казачества. В 1919 году была подписана Директива «О расказачивании». Этот документ положил начало массовому выселению казаков с родных мест: конфисковался скот, разрушались храмы, вековые устои, уклад жизни и духовное наследие казаков.
Но вторым рождением Кубанского казачьего войска стало принятие в 1991 году Закона о реабилитации казачества. Ежегодно в этот день в краевой столице проходит торжественный парад, в котором принимают участие тысячи казаков со всего края.
Сын: Мама, а сегодня где служат казаки?
Мама: Сынок, каждый день тысячи казаков выходят на охрану общественного порядка, несут государственную службу, участвуют в ликвидации стихийных бедствий и пожаров – казаки, как и много лет назад служат своей стране, как и хозяева этого дома, казачья династия Петелиных.
Демонстрируется видеоролик, где представители династии потомственных казаков Петелиных в казацкой справе
поздравляют всех с праздником.
1 ребёнок
Слава Богу, что мы казаки!
За Россию поднимем клинки.
Только вместе – Единство и Слава,
Возродим же родную Державу!
2 ребёнок
Отступаться от воли не будем,
Честь казачью вовек не погубим,
Память предков в сердцах сохраним,
Веру в Господа не предадим!
3 ребёнок
Ведущий. Ведь казачьему славному роду,
Нет, во веки веков, переводу.
Други, братцы, отцы, старики…
Слава Богу, что мы казаки!
После видеоролика звучит вступление к песне «Браво, казаки!»
Дети гр. № 1,9 выстраиваются на запланированные места. Дети гр. № 10, девочки с куклами, всадники заходят в зал со стороны зрителей, исполняют песню. После все остаются на местах.
Ведущий: Слово для приветствия предоставляется:
___
Ведущий:
Право возложить цветы к памятнику казакам, пострадавшим в годы репрессий и террора предоставляется воспитанникам подготовительных казачьих групп вместе с наставниками.
Дети выносят корзину с цветами.
Останавливаются на запланированных местах.
Ведущий:
Объявляется минута молчания (звучит метроном, все встают)
Вед: не властно время над теми, кто помнит и чтит традиции своих предков. Так давайте же хранить и приумножать то лучшее, что имеем, любить Родину и уважать стариков. Так будем же достойны памяти наших предков!
Приглашаем участников и гостей праздника для общей фотографии.
После окончания праздника дети с наставниками возлагают цветы к памятнику.