Светлана СТЕЛЬМАХ
Музыкально-литературный вечер «Осень золотая» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний и представлений воспитанников о сезонных явлениях на основе пройденного музыкально-художественного репертуара.
Задачи : Обобщить и систематизировать знания детей об осени посредством музыкально-игрового и художественного материала. Развивать у детей умения выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности. Формировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе. Воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать чувство близости с природой.
Публикация «Музыкально-литературный вечер „Осень золотая“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2021
Оборудование: аудиозапись пьесы П. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»; муз. инструменты: барабан, деревянные палочки, металлофон, маракасы, треугольники, бубны, ксилофоны, «шуршалки»; маски овощей, журавля; письмо с мнемотаблицей по стихотворению «Осень в парке».
Ход развлечения:
М. р: Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края. (А. Ерикеев)
Ребята, сегодня мы собрались здесь с вами, чтоб поговорить про осень. Пролетело лето красное, наступила осень золотая. Красиво осенью в лесу, в парке. Воздух свежий и чистый. Улетают на юг перелётные птицы. А какие приметы осени знаете вы? Сейчас проверим:
Игра «Да или нет»
Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Молодцы, хорошо знаете приметы осени. Сегодня, ребята, мы будем славить нашу красавицу Осень, споём про неё песни, расскажем стихи.
Вот послушайте, какое прекрасное стихотворение про осень сочинил Алексей Толстой.
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин…»
Ребята скажите, пожалуйста, о чём рассказал нам поэт в этом стихотворении.
Дети: О листопаде, о рябине с красными ягодами!
Игра «Бусы из рябинки»
Девочки-рябинки идут вправо по кругу, ведущая с иголкой-лентой в руках – противоходом.
Ведущая говорит:
У меня в корзинке ягодки-рябинки.
У меня на полке нитки да иголки.
А сейчас, а сейчас
Бусы сделаю для вас!
На проигрыш девочки останавливаются, ставят левую руку на пояс, ведущая «нанизывает» ягоды на нитку. Со сменой музыки ягоды «рассыпаются» - разбегаются.
Ведущая: Ой, рассыпались опять, надо заново собрать!
М. р: Ребята, а скажите, какая у нас сейчас осень? (ответы детей). Действительно, осень бывает разной : яркой, разноцветной, солнечной и грустной, дождливой, пасмурной…Давайте исполним про неё песню.
Дети исполняют песню про осень
М. р: Да, осень – прекрасная пора. Много художников, поэтов посвятило ей свои произведения. Для того, чтобы передать осеннюю природу художники используют краски, а поэты используют слово. А у композиторов есть только звуки, но и ими можно прекрасно рисовать природу. Также, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский. Давайте послушаем…
Прослушивание пьесы «Октябрь» (Осенняя песня)
из альбома «Времена года» П. И. Чайковского
М. р: Ребята, какое настроение у этой музыки? Что вы представили, когда её слушали? (ответы детей). Обратите внимание, в 1-й музыкальной фразе музыка тихая, спокойная. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт – и снова падение… Второй голос более уверенный - короткие музыкальный фразочки будто уговаривают, успокаивают, утешают…
А сейчас давайте с вами окунёмся в осеннюю сказку и попадём в осенний лес, который таит в себе много чудес и необычных звуков.
М. р. читает стихотворение и предлагает детям подумать, какие из представленных на столе музыкальных инструментов подойдут для озвучивания стихотворения:
Тихо бродит по дорожке тихо бьют по барабану
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит маракасы
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик, металлофон или треугольник
Раздаё тся громкий стук: деревянные палочки, кубики
Это дятел: тук да тук!
Дятел делает дупло - ксилофоны
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает, бубны- тремоло
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофоны
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит, стучит, поёт - все инструменты
Осень яркая идёт!
Речевая игра с муз. инструментами «Осенняя сказка» :
Дети выбирают муз. инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию муз. руководителя или ребёнка-дирижера.
М. р: Немного жаль, что осенью улетают птицы, пустеют поля.
Звучит песня «Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. Е. Вольского
М. р: Вот и журавушка прощается с нами. Давайте с ним поиграем.
Инсценировка стихотворения П. Воронько:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
М. р: Но осень приносит нам и много подарков. Ребята, как вы думаете, что это за подарки осени? (ответы детей). Конечно же, в огороде, садах и на полях люди собирают богатый урожай.
Песня-хоровод про овощи, урожай
М. р: Ребята, посмотрите, пришло ко мне письмо да очень необычное оно (показывает конверт с мнемотаблицей). Букв нет, только рисунки. Что это может быть? (предположения детей). Я думаю, что это Осень прислала нам письмо, ведь мы так много про неё сегодня говорили и пели. А чтоб нам было удобней рассказывать про неё, она стихотворение зашифровала с помощью рисунков.
Рассказывание стихотворения «Осень в парке» И. Винокурова
при помощи мнемотаблицы
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки :
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
М. р: А сейчас, ребятки, есть и у меня для вас загадка:
Вырос крошка на дорожке,
У него одна лишь ножка
Да коричневая шляпка
С белой бархатной подкладкой. (ГРИБ)
Сейчас мы по лесу пойдём, грибов в корзину наберём.
Игра «Грибники» :
Дети делятся поровну на деревья и грибы, выбирают грибника. «Деревья» встают по кругу, за ними прячутся «грибы». По центру ходит ребёнок- «грибник», говорит:
По грибы я в лес пошёл,
Но грибов там не нашёл.
Где же спрятались они?
Под деревья? Иль под пни?
Грибы: А вот и мы! (выглядывают из-за «деревьев»)
Только ты нас собери! 1, 2, 3! Беги!
«Грибы» убегают, «грибник» их ловит.
Ведущий: Да, осень богата разными дарами. А ещё это самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок. Желаю и вам такой же красоты, счастья и ярких красок жизни. До новых встреч!