Ася Микитова
Музыкально-литературный досуг «900 дней блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Цель: обогащение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания детей об истории города Ленинграда;
Публикация «Музыкально-литературный досуг „900 дней блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. ознакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
3. развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
4. формировать у детей нравственные понятия;
5. воспитывать чувство гордости за защитников Отечества.
Техническое оснащение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Оформление зала : папка-передвижка «Блокадный Ленинград», макет «Пионеры-герои блокадного Ленинграда, растяжка на стену «Дети блокадного Ленинграда», макет комнаты с старинной лампой, старинными весами на котором отвешивали 125 гр. черного хлеба, кусочек черного хлеба.
Методическое оснащение: презентация, стихи, отрывок песни «Священная война», «фрагмент седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича», Запись воздушной тревоги», кусочек хлеба
Предварительная работа музыкального руководителя : разработка конспекта, подбор стихов подбор музыкального сопровождения к презентации, разучивание танца «Белые панамки», постановка театрализованной сцены «Брат и сестра».
Дети под музыку «Предвоенный вальс» сидят на сцене, кто в мяч играет, кто в куклы, кто прыгает.
Ведущий за кулисами читает:
Июнь… клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих. Не ведающих горе.
Вед: Июнь… тогда не знали мы,
Со школьных вечеров шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она, лишь в 45-ом.
Вед: страшней того, что было в Ленинграде,
Сегодня в мире больше не найти.
Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!
Ведущий выходит из-за кулис и читает.
Слайд 1 «Летний парк довоенный»
Вед: Было летнее воскресное утро.
День выдался теплым. Солнечным и тихим.
Вед: В Ленинграде белые ночи. Июнь 45-года.
Выдалось жаркое лето.
Спит летний сад, свет зари над Невой
И кто бы мог подумать, что бомбы, обстрел,
Вмиг тишину оборвут.
Тишину и игру детей прерывают голос Левитана об объявлении войны.
Дети садятся на свои стульчики.
Вед: Ребята, давайте мы с вами мысленно перенесемся в то время, когда город Санкт-Петербург назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.
Слайд: «Тяжелые испытания» (где немцы напали на страну)
Ребенок: Напали фашисты на нашу страну.
Шли танки, летели снаряды.
Отцы, деды, братья ушли на войну.
Сражаться с фашистской армадой.
Вед: вражеские самолеты обрушили на приграничные города бомбовый удар.
Мороз бежал по коже от свистящего звука падающих бомб.
(запись арт обстрела)
Дети исполняют танец «Белые панамки»
Слайд «Вставай страна огромная»
В первые дни войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ. Песня называлась «Вставай страна огромная». Я хочу, чтобы вы послушали эту песню.
Звучит песня «Вставай страна огромная»
Реб: Враги окружили наш город.
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговском, Невским проспектом,
Снаряды и пули летят.
Слайд «Рабочие на военном заводе»
Вед: Враг подступал к городу, а в городе оставались в основном женщины, старики и дети, потому что все, кто мог держать оружие в руках ушли на фронт. Много рабочих ушли на фронт. Они стали солдатами и матросами, но заводы должны были работать, солдатам нужны были снаряды, пулеметы, гранаты, танки. Кто же их будет делать? У станков остались только пожилые, которых не взяли в армию. Тогда к станкам встали и женщины, и подростки. Они знали, что своей работой они помогают фронту.
Реб: Они на заводах работали
Дедам и отцам помогали.
Сил, не щадя и без отдыха.
Едва до станка доставали.
Работали сил не жалея,
Ручонки от масел черны.
Работали все, как и взрослые.
Устали от этой войны.
Слайд «Дети блокады»
Вед: Только зимой 1941-1942 года в блокадном Ленинграде сиротами остались более 30 тыс. детей. Для осиротевших детишек в срочном порядке открывались новые приюты, но их катастрофически не хватало. Детей по возможности эвакуировали, но из-за постоянных бомбежек, ладожскую трассу постоянно приходилось ремонтировать и это затягивало процесс эвакуации. Детей решено было отправить на Кавказ в глубокий тыл
Слайд «Дети в Бесленее»
Вед: В Армавире эшелон с детьми разбомбили. Тем детям, кто остался в живых выделили 4 подводы. 13 августа подводы с детьми остановились на окраине черкесского аула Бесленей, и жители аула приютили этих детей у себя в своих домах, присвоили свои фамилии и дали черкесские имена, чтобы при наступлении немцы не увидели русских и еврейских детей.
За одну ночь в Бесленее оказались 32 ребенка.
Недавно в Бесленее открыт памятник, посвященный матери- черкешенке. На нем надпись: «Посвящается жителям, а. Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим нас, детей блокадного Ленинграда»
Ребенок: от имени детей, спасенных,
Чудом выживших в блокаду.
Благодарю за подвиг-Бесленей,
В войну сирот спасавший Ленинграда.
И память чту черкесских матерей.
Слайд: Голодный Ленинград»
Вед: Немцы взорвали многие продовольственные склады, оставшиеся в городе продукты закончились. Страшным испытанием для Ленинградцев стал голод. Продукты выдавались по карточкам.
Слайд: «Блокадный хлеб»
Вед: 125 блокадных грамм хлеба выдавали на человека. Но ленинградцы не сдавались (берет кусочек хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы.
Сценка «Брат и сестра»
Девочка и старший мальчик возле импровизированной печки.
Сестра:
Как холодно и мама не идет
Быть может хлебушка, она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать
Голодной страшно мне идти в кровать
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
дай отдохнуть сначала ей.
Оба: Пойдем встретим маму. (уходят)
Слайд: «Д. Шостакович»
Композитор Дмитрий Шостакович находился в первые месяцы блокады в Ленинграде. Начал работу над музыкальным произведением, которая получила название «Ленинградская симфония», позже «Седьмая симфония». Исполнение симфонии стало важным событием в жизни города.
Звучит «Седьмая симфония» Д. Шостаковича (тихо)
Реб: Смерти назло и блокаде, музыка не молчит.
За пультом стоит Шостакович,
Симфония в зале звучит.
Реб: Эта музыка жить будет вечно,
Как символ стойкости людей.
Симфонию назвали Ленинградской,
По праву мы гордимся ей.
(музыка звучит чуть громче)
Вед: 900 дней длилась блокада Ленинграда, это были 900 дней мужества, стойкости непокоренных ленинградцев.
Реб: За город шли жестокие бои, за Родину солдаты воевали.
И в январе разбив врага, кольцо блокадное прорвали.
Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду.
Кто восстанавливал из пепла возрождал.
Слайд: «Чистое небо. Мирное небо.»
Вед: Чистое небо над нами, счастливые детские глаза-вот что значит «Мир».
Реб: Пусть будет мир на всей планете
И войны не знают дети.
Пусть дети учатся мечтают.
Ни горя, ни войны не знают.
Исполняется заключительный танец «Мир без войны»