Полина Волкова
Классный час в 9 классе «900 дней блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час в 9 классе
Классный час на тему : «900 дней блокады Ленинграда». 9 класс
Классный руководитель : П. А. Волкова
Январь, 2022 год.
Публикация «Классный час в 9 классе „900 дней блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Классный час на тему : «900 дней блокады Ленинграда». 9 класс
Цели:
1. Привитие чувства национальной гордости за великий подвиг Ленинграда;
2. Воспитание любви к Родине.
Задачи:
1. Показать великий подвиг Ленинграда во время ВОв.
2. Способствовать патриотическому воспитанию.
3. Развивать устную связную речь, память, внимание.
Стоит над Невой город, большой и красивый. Город – герой, город - солдат, город – труженик. У каждого города своё лицо, своя судьба, своя история, Не раз за свою историю город менял имя: Санкт –Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт – Петербург.
Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.
Тот самый длинный - день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду –
Одну, на все четыре года.
Это было 22 июня 1941 года. Согласно плану Барбаросса, немцы двигались на нашу страну огромной лавиной. 190 дивизий – 5, 5 млн. человек. Войска противника по численности превышали наши в 3 раза. Гитлер поставил перед своей армией задачу захватить и уничтожить город Ленинград. Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
1. В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия.
2. Являлся крупным военным портом.
3. Ленинград был несколько веков столицей Российского государства.
4. Находилось огромное количество архитектурных памятников.
5. В великолепных дворцах хранились картины и скульптуры.
6. Ленинград был гордостью нашей страны.
7. Все жители Ленинграда, кто был способен держать оружие вышли на защиту города.
Песня «Священная война» 1 куплет.
Перед Ленинградцами встала задача создать оборонительные сооружения. Что предприняли жители для защиты своего города? Прочитайте исторические справки.
1. До 500 тыс. ленинградцев вышли на строительство и создали 700 км противотанковых рвов, 300 км лесных завалов, 5 тыс. дзотов и дотов.
2. 49 надолбов, 900 км ходов сообщения, 2300 убежищ и землянок, 30 км проволочных заграждений.
В начале сентября Ленинград был окружен немецкой армией с юга, на севере - финнами. Не сумев взять, горд сходу, Гитлер решил взять его голодом. 30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. Там находилось 2,5 млн. человек. Это были старики, женщины, дети.
Работа по карте.
8 сентября сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, чтоголод сломит Ленинград. Почти 900 дней с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.
Словарная работа.
Блокада – кольцо окружения города противником.
Трагические дни Ленинграда.
Город переживал трагические дни. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, паровое отопление. Людям приходилось ходить за водой на рекуНеву, зимой добывать воду из проруби. (Учебник истории 9 класс, иллюстрация). В домах были построены печки – «буржуйки». На них готовили еду. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу. Рубили на дрова мебель, жгли ненужную бумагу, а иногда и книги. В первые дни блокады вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились запасы продуктов. Они были уничтожены. Доставка продуктов в город прекратилась.
Хлебный паёк.
Хлеб стали выдавать по карточкам. Норма хлеба трагически уменьшалась. Жителям выдавалось так мало хлеба, что люди стали умирать от голода.
Норма хлеба на день.
Для рабочего – 250 грамм.
Для детей – 125 грамм.
Это был чёрный хлеб. В нём было 50% муки, а остальные 50% разные добавки. В муку добавляли опилки, а летом лебеду, крапиву.
Ладожское озеро – «Дорога жизни».
13 ноября 1941 года лёд на Ладожском озере окреп. Городской комитет решил проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. Под постоянным огнём противника советские бойцы расчищали лёд от снега. На конных повозках, на грузовых машинах «полуторках» были доставлены в город первые десятки тонн муки. На обратном пути забирали истощенных от голода детей, стариков, женщин. Это происходило под постояннм обстрелом. Многие погибали, а иногда лёд не выдерживал тяжести груза, ломался и тогда груз вместе с машиной, часто с водителем, уходили под лёд. Эту дорогу прозвали «Дорогой жизни».
Но всё - таки хлеба не хватало. Голод унёс свыше 11 тысяч жизней – в ноябре, в декабре – 53 тысячи человек, в марте – 90 тысяч человек.
Люди замерзали на улицах, площадях, в подъездах домов, угасали в постели, сидя на стуле. Всего погибло 800 тысяч человек. В городе осталось 400 тысяч детей от младенцев до подростков. Они росли в условиях холода, голода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Реквием. Р. Рождественский.
(1часть).
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе - твоё – это наше - горе, Родина.
Правда - твоя – это наша - правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
(2часть читает учитель).
Помните!
Через века,через года, помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, помните.
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Минута молчания. Почтим память павших минутой молчания.
Шурик Игнатьев – 3,5 года.
В детском саду покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» - спросила его воспитательница. «Это война, вот я, а посередине булка. Больше я ничего не знаю».
Живым воспоминанием о блокадных днях остались строчки дневника школьницы Тани Савичевой.
С декабря 1941 года по май 1942 года вела краткие записи о том, как на её глазах умирали родные бабушка, дядя, мать. После смерти родных девочку вывезли в детский дом на Урал. В 1944 году Таня умерла от дистрофии. НО оставлен вот этот ежедневник, который хранится в государственном музее истории Санкт – Петербурга.
Женя Терентьев писал 28. о8. 1942 года.
До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам. Во время обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал под обломками стоны моих родных и друзей. Когда их раскопали, они были уже мертвы. Я ненавижу фашистов!
Наступил 1942 новый год. В школах были объявлены каникулы. В январские дни, когда всё взрослое население голодало, в школах, театрах, концертных залах были организованы ёлки с подарками и сытным обедом. Это был настоящий праздник!
Одна из учениц писала: «6 ноября. Сегодня была ёлка, и какая великолепная. Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об еде».
В опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей – подростков. В 12 – 15 лет они выпускали автоматы, пулемёты, артиллерийские снаряды. Для них изготовляли деревянные подставки, чтобы они могли работать за станками. Ребятишки выполняли за смену 1,5 нормы. Над рабочими местами было написано: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда». Они расчищали чердаки, боролись с «зажигалками», тушили пожары, очищали город от снега, ухаживали за раненными, выращивали овощи.
Обучение в школе.
Не смотря на суровую обстановку фронтового города, городской комитет принял решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 90 тысяч школьников начальных классов приступили к занятиям. Занимались в бомбоубежищах, т. к. в любое время мог начаться обстрел с воздуха. Учёба стала подвигом. Учителя и ученики сами топили печки «буржуйки», добывали топливо. Глаза слезились от дыма. Тяжело дышать, а писать совершенно невозможно. Сидели дети в пальто, рукавицах, шапках. В школах было необычайно тихо. Дети перестали шуметь, бегать. Их бледные и измождённые лица говорили о тяжёлых страданиях. Урок продолжался 20 – 25 минут. Больше не выдерживали ни учителя, ни ученики. Температура в классах -2, -3 градуса.
Историческая справка.
В школе №232 из 532 человек 70% учащихся окончили школу с золотыми медалями. В блокадные дни, когда гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины, к обессиленным и истощённым людям обращалась по радио писательница Ольга Бергольц. Она вела доверительные беседы с людьми. От них людям становилось теплее и спокойнее. Они знали, что с ними общается человек, который страдает вместе с ними.
Духовный и нравственный подвиг.
Город выжил благодаря героям невидимого фронта. Они сберегли, сохранили не только город, но и несметные богатства: ценнейшие коллекции, памятники архитектуры, скульптуры, картины. Почти 900 днеё вошли в историю, как образец духовной, моральной и нравственной стойкости людей, как высочайшее мужество.
Учёный Александр Николаевич Промптов кормил большую коллекцию птиц. Менял свой паёк, ценные вещи на корм для птиц. Они с женой сохранили всю коллекцию до конца войны.
Коллекция зерновых культур, хранившаяся в институте растеневодства, содержала более тысячи образцов из 180 стран. В блокадные дни погибло от голода 28 сотрудников. Приходилось сражаться с крысами и мышами, но коллекция была сохранена.
Картофель – второй хлеб. В этом же институте коллекция картофеля содержала более тысячи образцов. Весной 1941 года Абрам Яковлевич Камераз посадил новые сорта картофеля. А убирать его пришлось под пулемётным огнём врага. Зимой картофель оберегали от холода и крыс. Сорт «Камераз» стал лучшим после войны.
Памятник основателю города Петру 1 «Медный всадник» ленинградцы укрывали от разрушения, соорудив прочный каркас из досок, засыпав его песком.
Бронзовых коней с Аничкова моста были перевезены в сад отдыха и закопаны в землю, после дождя головы коней показались из под земли. Их спрятали под клумбы с цветами.
В блокадном Ленинграде зимой 1941 года прошёл симфонический концерт. Известная сегодня на весь мир симфония Шостаковича звучала в голодном городе, как вестник победы.
Многие библиотеки города продолжали работать в течении всей блокады. Одетые в пальто и шапки жители города читали книги, журналы, делали выписки. Ленинградцы доказали всему миру, что являются самым читающим народом.
Вера в победу воодушевляла людей. Они знали, что народное достояние будет нужно потомкам. Духовный и нравственный подвиг защитников Ленинграда вовеки не забудут не только потомки – ленинградцы, но и жители всей России.
Ольге Бергольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках: «Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
Чтение текста. А. Фадеев. В блокадном Ленинграде.
Ленинградцы могут гордиться тем, что они сохранили детей. Здесь я могу сказать, что дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов. Потушили не один пожар в городе. Дежурили морозными ночами на вышках. Носили воду из проруби на Неве. Стояли в очередях за хлебом. Ловили шпионов и диверсантов. И они были равными со своими отцами и матерями в том поединке благородства, когда старшие старались, незаметно отдать свою долю пищи младшим, а младшие делали то же по отношению к старшим.
Обращение к школьникам Е. Кошевой.
Мой юный друг! Береги и люби всё, что завоевали для тебя отцы, старшие товарищи в тяжёлых боях своей кровью. Люби свою родную землю, место за партой. Береги и дорожи всем великим и малым: советами старшего товарища и усталыми от труда руками твоих матери и отца, каждой морщинкой на их лицах. Люби всех ещё больше, чем себя. Учись и трудись, прославляй свою отчизну.