Дарина Коньшина
Музыкально-коммуникативные игры с детьми дошкольного возраста для формирования групповой сплоченности
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии.
Темочки:
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыкальное развитие
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Коммуникативные знания, умения, навыки развиваются у детей во всех видах музыкальной деятельности : совместное пение, музицирование на инструментах, слушание музыки, музыкально-ритмическом, но хотела бы более подробно остановиться на таком виде деятельности, как музыкальная игра.
Использование музыкальных игр способствует реализации таких педагогических функций музыкально-игровой деятельности, как:
• познавательная;
• реакционная;
• эстетическая;
• коммуникативная;
Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.
Цель музыкальных игр - формирование у дошкольников интереса к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности, восприятия, воображения, коммуникативных способностей и других личностных качеств (терпение, сосредоточенность, внимание, всё это в совокупности обеспечивает готовность детей к школьному обучению.
Основываясь на личностно – адаптированном подходе к обучению и воспитанию, эти игры развивают эмоциональность, коммуникативность дошкольника, познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. В нашем выступлении будут показаны игры с движениями под музыкальное сопровождение («Танец сидя», игра «Приветствие», игры с музыкальными инструментами («Платочки в кругу», «Прилипалки»)
Цель: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию коммуникативной уверенности у детей дошкольного возраста, развивать чувство групповой сплоченности и общности детского коллектива.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социально-коммуникативные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; подчиняться, соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же выражение собственных переживаний.
Игра «Приветствие»
Цель: развивать слуховое внимание, настроить на эмоциональный климат на занятии.
Дети с педагогом встают в круг. Педагог предлагает развести руки в стороны, ладонями кверху. Затем произносить слово здравствуйте, отхлопывая его по ладони соседа справа. Когда последний ребёнок передал приветствие педагогу, тот предлагает, отхлопывая своё имя, поворачиваясь к соседу слева хлопая двумя ладонями по его ладоням.
Игра «Танец сидя»
Цель: развитие умения взаимодействовать друг с другом, слушать, осознавать себя в группе, развитие способности соотносить движения с музыкой.
Дети и педагог сидят на стульях в кругу. Под ритмичную музыку на проигрыш передают друг другу слева направо утяжелённые мешочки (мешочек у каждого на коленях, затем на куплет, выполняют чередование хлопки по своим коленям обеими руками – хлопки руками по коленям соседей справа и слева. И снова на проигрыш продолжаем передавать мешочки. На куплет чередуем, руки вытянуты в круг, руки на плечах. Передаем мешочки. На куплет – поворачиваемся к соседу справа и хлопаем двумя ладонями по ладоням соседа – поворачиваемся к соседу слева и делаем тоже самое. Передаем мешочки. На куплет: поворачиваемся к соседу справа и хлопаем ладонями по его спине – поворачиваемся к соседу слева и хлопаем ладонями по его спине.
Игра «Платочки в круг»
Цель: установление взаимодействия в группе, сплочение коллектива.
Дети берут, связанные между собой платочки, и образуют круг, стоя вне его, держа платочки правой рукой. При этом играет ритмичная музыка, дети ходят по кругу слева направо. При этом круг из платочков не должен «ломаться». По сигналу («звон колокольчика») дети встают внутрь круга и при этом не отпускают платочки и меняют направление движения, идут справа налево. Затем под слова и музыку, продолжая держать платочки, выполняют движения по показу.
Игра «Прилипалки»
Цель: развитие сотрудничества в группе, контроля за движениями, поощрение инициативы.
Каждый берёт обруч и с его помощью «прицепляется к другому участнику, хватая его обруч одной рукой и держа свой – другой. Сначала объединяются в пары, затем в тройки. И в конце выстраиваются в длинную гусеницу, голова которой педагог. Стоя в гусенице, дети получают музыкальный инструмент (бубен, маракасы, под музыку гусеница хаотично двигается, как только музыка заканчиваются все участники отыгрывают ритм музыкальными инструментами и так повторяется несколько раз.