Елена Романова
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Романова Елена Анатольевна
2021
У каждого из нас свой вкус: своя любимая песня, танец. А истоки нашего вкуса формируются с раннего детства. Ребенок, находясь в утробе матери, слушает стук её сердца, слушает её голос и пение, её интонации, а значит: живет в определённом ритме. Ритм организует, организует самостоятельность ребенка. Он,прежде всего, упорядочивает их функции, эмоции ребенка, он их оздоравливает, а эмоции- это самое главное в жизни ребенка.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Чувство ритма- это воспроизведение временных отношений в музыке. Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. В работе необходима регулярность и систематичность. Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, поскоков, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.
На музыкальных занятиях мы слушаем много различной музыки с детьми, а затем пытаемся воспроизводить услышанные мелодии голосом, хлопками, воспроизводим с детьми различные ритмические рисунки, которые они слышат, с помощью хлопков и постукивания. Танцуем с детьми: танец прекрасно развивает чувство ритма.
Рассказывая стихи с ударением на сильную долю, я их прохлопываю и притопываю на сильную и слабую доли поочередно. Мы маршируем с детьми, выполняем танцевальные движения под различную музыку.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект. Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.
Ритм – неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игры были успешно усвоены детьми необходимо проводить индивидуальную работу.
Роль музыкального руководителя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.
Музыкальные способности развиваются в процессе дидактических игр. Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-ритмические игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи :
улучшать качество ритмичных движений детей;
придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
способствовать формированию и развитию эмоциональности.
Музыкально-ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Важно развивать умение детей выполнять движения в ритме музыки.
«Игра с Мишкой»
Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.
Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Ход игры : Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:
По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.
Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.
Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку:
Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?
Дети: Нет, не я. Нет, не я!
Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…
В конце игры Мишка догоняет детей.
К таким песням-играм можно отнести очень большое количество песен, их очень много на просторах интернета, как говорится было бы желание.
Теперь рассмотрим классификацию музыкально-ритмических игр сообразно детского возраста.
1 младшая группа (2-3 года) :
Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат неизменным инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат неизменным инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.
Цели музыкально-ритмических упражнений :
Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
Развитие музыкального слуха :
Основной метод музыкально – ритмического воспитания
детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Если внимательно посмотреть музыкальный материал и предлагаемые упражнения для детей 2-3 лет, то нетрудно увидеть, что многие упражнения сами по себе являются или плясками, или играми или очень близки к ним. Это потому, что упражнения проводятся на игровой основе.
Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши активно вступают в общение со сверстниками, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В игре протекает процесс развития познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра – форма развития свободного проявления личности.
К большой радости, сейчас в интернете много записей, различных песен, попевок, пальчиковых игр и я с удовольствием использую их. Например: семья Железновых (г. Москва) выпускает много аудиозаписей с множеством детских песенок- прибауток, пальчиковых игр, простейших, но интересных танцев, именно для этой возрастной группы. У них в арсенале множество разнохарактерных и интересных записей, боюсь все и не перечислить. Я использую чаще всего песенки : "Зайка серенький сидит", "Мы ногами топ-топ-топ", "Ладушки-ладошки" и мн. другие.
Еще один автор, песенки которого я использую часто - это Ю. Селиверстова. Приятный голос, доступная мелодия- очень помогают мне и малышам двигаться под её прекрасные песни и танцы. такие как "Развлекалочка". "Пляска малышей", "Хороводная" и многие другие.
Еще один аспект на музыкальных занятиях у малышей - это музыкальные игры и игрушками : с мишкой ("Эй, ты мишка", "Серенькая кошечка", "Зайка-попрыгайка", "Ежик-дружок").
Очень любят играть мои малыши на музыкальных инструментах. Погремушки, деревянные ложки, колокольчики- эти инструменты помогают украсить каждое музыкальное занятие. Я считаю, что в этом возрасте еще рано требовать сильные доли, правильный ритмический рисунок, деткам нравится, это самое главное. Пока происходит первое знакомство с этими инструментами.
Средняя группа. (4-5 лет)
Наблюдение за игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста свидетельствуют : в отличие от малышей они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Спокойное музицирование (дидактические игры и игры с пением).
«Веселые ладошки»
Цель: развитие чувства ритма детей.
Дети прохлопывают, повторяют на металлофоне ритмический рисунок вслед за педагогом.
«Веселые лягушата».
Ход игры : Дети стоят в кругу и пропевают текст:
У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.
Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.
Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!
Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.
Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.
«Имена»
Музыкальный руководитель говорит о том, что имя человека можно произнести по- разному. Например: «Лена, Леночка». Детям предлагается по очереди произнести свое имя, одновременно хлопая в ладоши. А в ласковой форме будут говорить все дети, хлопая по коленкам. Ребенок: «Маша» (два раза хлопает в ладоши). Все дети: «Машенька» (одновременно хлопают по коленкам три раза).
«КАПЕЛЬКИ»
Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции. Описание: назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы стихотворение:
Кап-кап, кап-кап,
Дождик капает вот так.
Кап-да-кап, кап-да-кап.
Ты не капай долго так.
Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.
Игры с высокой двигательной активностью (подвижные игры).
Игра «Ёжик-дружок»
Цель: Выстукивание заданного ритма.
Ёжик-дружок,
Колючий бочок.
Выходи, выходи,
С малышами попляши.
Ёжик-дружок,
Колючий бочок.
Выходи, выходи
И ребяток догони.
Ход игры : дети стоят в кругу, педагог простукивает ритм песенки, дети повторяют хлопками. На последний слог песни дети разбегаются из круга.
Музыкальная игра "Зверята-музыканты"
Я- котик музыкальный,
Я музыку люблю.
Послушайте, ребята,
Как нежно я пою:
Мяу-мяу, мур - мур - мур! 2 удара по коленям, 3 хлопка
Мяу-мяу, мур – мур - мур! 2 удара по коленям, затем 3 хлопка
А я, щенок веселый,
Люблю я петь, ребята,
Послушайте, друзья,
Как громко лаю я:
Тяф-тяф, тяф-тяф, 4 удара по коленям в ритме четвертей,
Ав-ав-ав-ав-ав-ав! хлопки восьмыми
Старшая группа (5-6 лет)
Игры для развития чувства ритма в старшем дошкольном возрасте совершенствуют способность активно переживать музыку, воспринимать композиционное строение на слух, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, умение точно воспроизводить ритмический рисунок произведения. Для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр: настольные, подвижные (сюжетные, несюжетные, хороводные, творческие.
В этом возрасте мы с детьми начинаем вплотную изучать длительности, размеры нот. В начале года, на примере яблока, которое у них на глазах я делю на несколько частей, мы сразу изучаем длительности и их название (было целое яблоко- стало 2 половинки) и т. д. Вот так дети знакомятся с длительностями, их названиями и назначением ритма в музыке).
Детям уже знакомы такие понятия, как жанры в музыке, пульс, паузы и т. д., поэтому дети всегда охотно вживается в игровую ситуацию.
В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В плясках и играх дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их.
В этом возрасте происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие, внимание становится более устойчивым. Дети учатся различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, улавливают их ритмический рисунок, узнают знакомые песни, мелодии, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте налаживается вокально-слуховая координация, значительно укрепляются детские голосовые связки, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, слушанием музыки, движением содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.
Очень любят дети скороговорки и потешки, где очень четко прослеживается ритмический рисунок
Скороговорка с музыкой.
«Снег»
В этой игре прослеживается и артикуляционная сторона этой скороговорки и динамические краски
Как на горке – снег, снег, /Поднимают руки вверх, два хлопка. /
И под горкой - снег, снег, /Приседают, два хлопка. /
И на ёлке - снег, снег, /Поднимают руки вверх, два хлопка. /
И под ёлкой – снег, снег, /Приседают, два хлопка
А под снегом спит медведь. /Притопы/
Тише, тише. Не шуметь! /Произносят шепотом, указат. палец возле губ/
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
Ход игры : исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
Хлоп раз, хлопок на слово «хлоп»
Еще раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
Мы похлопаем сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей. пол
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры : Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
Дождик -кап!
Ритмическая речевая игра для старшей группы
Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1. Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2. Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии — повышение и понижение звуков, различные длительности и звуки, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, несюжетных и сюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия, формируется запас любимых произведений. В процессе исполнения игр, песен, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются эмоциональные и волевые качества, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение игр, песен, плясок — как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности. Для старшего дошкольного возраста характерно расширение приобретаемого опыта под влиянием воспитания и характерные для этого периода совершенствования ощущений. Более того, они способны и словесно сформулировать стоящие перед ними задачи. Рост жизненного развития ребенка в периоде старшего дошкольного возраста отчетливо обнаруживается не только в характеристике возрастных особенностей восприятия, но и в изменениях характера его деятельности, в частности игровой. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Во-первых, она связана с интересом детей к музыке, а во-вторых, с чередованием пения, слушания, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, использования музыкально-дидактических игр. Поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для целенаправленного и активного развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях и других формах работы по музыкальному воспитанию в детском саду.
Дети этого возраста очень любят песни- игры таких коллективов, как "Чударики", "Кукутики", "Непоседы" и мн. др. В этих песнях- играх есть простор для ритмической фантазии. Например, игры - песни "Самолет", "Помогатор", "Танцующий зоопарк" и др.
Музыкальная игра "Музыкальные стульчики".
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры : Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют. С началом игры один стул убирают.
Вообще, основным принципом в работе над музыкально-ритмическими играми является принцип «от простого к сложному».
Игра на визуальное воображение "Музыкальные картинки"
Имея в арсенале несколько карточек с цветными картинками, предоставляю им на занятиях. В них уже вписан ритм- слог каждого слова и второе задание, назвать ласковое название предмета, или животного, прохлопывая ритм этого слова.
Игра на музыкальных инструментах.
Неотъемлемой частью музыкальных занятий с первых лет обучения и до самого последнего занятия является игра на музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
Я проводила несколько мастер- классов для родителей про вопросу игры на музыкальных инструментах, родители собирались в группах и мастерили инструменты-самоделки: из баночек из под йогурта, наполнив их горохом, фасолью, каштанами, создавали для детей инструменты- шумелки. А затем
эти инструменты мы используем на музыкальных занятиях.
Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.