наталия нетишина
Музыкально-дидактическая игра «Магнитофон»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной, богатой предметно - пространственной развивающей среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может осуществляться на чисто вербальном уровне. Именно предметно - пространственная развивающая среда позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, исследовать, размышлять, сравнивать, моделировать и творить.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Магнитофон“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с магнитами
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одним из наиболее доступных средств познания музыки, является музыкально-дидактическая игра. Музыкально - дидактические игры имеют полифункциональный характер, их можно рассматривать:
- как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию определенных знаний о музыке;
- как одну из игровых форм обучения;
- как самостоятельную игровую деятельность;
- как средство общения и развития ребенка.
Музыкально-дидактические игры способствуют более содержательному, эффективному, вариативному и интересному изложению материала. А яркие и эстетичные пособия к играм позволяют заинтересовать, активизировать детей и вызвать желание, играя, учиться.
Предлагаю музыкально-дидактическую игру «Магнитофон».
Идеи игры не новые, но я интерпретирую их по-своему. Новизна заключается в том, что игра становится компонентом развивающей среды, при которой отсутствие специального образования и оборудования не является препятствием для организации музыкальной деятельности.
Эта игра способствует поддержанию интереса детей к игре на музыкальных инструментах, развитию тембрового слуха, проявлению концентрации внимания и развитию общей моторики. Игра проводится после знакомства с каждым музыкальным инструментом.
Для организации игры необходима большая коробка - «магнитофон», внутри которой находятся музыкальные инструменты. С одной стороны она оформлена музыкальными дисками, расположенными на месте колонок. На них изображены музыкальные инструменты. С другой стороны – карманчик с набором карточек - картинок. Для игры может понадобиться запись звучания музыкальных инструментов (игра может проводиться и в случае отсутствия специального оборудования в упрощенном варианте).
Дидактическая задача: закреплять названия музыкальных инструментов, формировать умение определять тембр музыкальных инструментов, упражнять в восприятии нескольких звуков.
Игровая задача: сложить разрезные картинки - инструменты, назвать их, показать способы игры на инструментах.
Игровые действия: выбрать музыкальный инструмент по картинке, угадать звучащие в записи инструменты (при наличии оборудования, «озвучить» картинку с помощью музыкального инструмента.
Правила игры: слушать внимательно, не мешать друг другу.
Ход игры:
1. Игровое задание «Починим магнитофон» - сложить разрезную картинку и назвать музыкальный инструмент. Узнать в записи «свой» музыкальный инструмент (при наличии оборудования) и сымитировать способ игры на нем (бубен- хлопки, барабан – удары пальчиками, колокольчик- движения кистью руки, дудочка- дуем на сложенные друг на друга кулачки). Достать музыкальный инструмент соответствующий картинке и сыграть на нем во время записи звучания 1-2 инструментов.
2. «Озвучивание» картинок с помощью музыкальных инструментов. Дети достают картинки из карманчика и обыгрывают звуки изображенных предметов и явлений природы с помощью своих инструментов.
Игра проводится с подгруппой детей (4-6, повторяется несколько раз. Может проводиться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте знание музыкальных инструментов расширяется, и игра может быть дополнена соответственными картинками на дополнительных дисках. Игра может усложняться заданием на развитие слухового восприятия (громко-тихо, разгадыванием загадок о музыкальных инструментах. Соответственно, изменяются и целевые установки, игра принимает многофункциональный характер.
Интегративный характер игры прослеживается в социально-коммуникативном развитии (умение играть вместе, не мешать друг другу, доброжелательность, речевом развитии (обогащение словарного запаса названиями инструментов и действий с ними, познавательном развитии (развитие ассоциативного мышления, знаний об окружающем мире, развитие моторики).