ЕЛЕНА ПАВЛОВА
Конспект занятия «Музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей об основных физических свойствах звука, его преобразования в музыкальные звуки путем поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- развивать любознательность;
- учить детей анализировать и делать выводы;
-развивать творческое мышление;
- развивать музыкальные способности (музыкальную память, слух);
- развивать сенсорные способности;
- воспитывать интерес к науке и искусству;
Публикация «Конспект занятия „Музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: белые халаты по количеству детей, линейки, металлофон, шланг, воздушный шарик с гайками, миска с пленкой, соль, бумажный стаканчик, 3 бокала, вода, 2 бумажных стаканчика, нитка, 2 ложки, скрепки, ленточки и бумажные стаканчики по количеству детей.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Давайте поприветствуем друг друга.
В нашем зале все друзья!
(дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).
Вы и мы, и ты, и я!
(дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).
Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).
Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).
Мы — одна семья! (шлёпают по ногам и хлопнули)
Дорогие друзья. Мы с вами сейчас поприветствовали друг друга звучащими жестами. Звучащие жесты –это «природные инструменты» человека, ритмическая игра звуками своего тела.
Нас окружает удивительный и прекрасный мир, полный загадок и тайн. Одна из этих загадок – звук! Наша жизнь наполнена звучанием природы, города, потрясающих звуков музыки. Откуда они берутся? Как возникают? Что с ними происходит? Сегодня мы сможем разгадать некоторые загадки физической природы звука. Хотите?
Тогда приглашаю вас в музыкальную лабораторию! Мы превратимся в настоящих ученых и с помощью опытов и экспериментов найдем ответы на некоторые вопросы о звуке.
(под музыку дети и взрослые одевают белые халаты)
Гимн незнайки.
М. Р. Каждый звук – кусочек мира.
В каждом звуке – целый мир.
Музыкальный руководитель : уважаемые коллеги, в нашей лаборатории мы не просто будем изучать звук, но постараемся в наших опытах все звуки превращать в музыку!
И так, коллеги, начнем!
Любой предмет может издавать звук, чтобы его услышать, предмет надо заставить вибрировать. 1. Проведем первый эксперимент. Мы добудем звук из обыкновенной линейки. Кладем линейку на край стола и дергаем за свисающий край. Чем короче свободный край, тем выше звук. Так устроены и струны рояля, и клавиши металлофона. Попробуем, коллеги, из обычного звука линейки получить музыку.
(дети извлекают мелодию «В лесу родилась елочка». Ноте до соответствует 3,5 см. линейки на столе, ноте ля – 9 см., соль – 8 см., фа – 5,5 см., си – 10,5, ре2 – 13, до2 – 12 см., проигрываем мелодию на металлофоне).
Отлично, коллеги! Скажите мне пожалуйста,а можно ли создать звук ветра? Как вы думаете с помощью чего (султанчики,просто губами,дуть в пустую бутылку)А вы знаете, что можно создать звук поющего ветра, торнадо из обычного… шланга? Тогда приглашаю вас к 2. очередному эксперименту!
(дети крутят шланг, извлекая из него воющий звук).
Продолжим коллеги! У меня в лаборатории завалялся воздушный шарик и пару гаек. Если их соединить, то что получится?
3.(проводим эксперимент с шариком, внутри которого 3 гайки, вращаем шарик, слышим свист).
Этот звук получается за счет трения гаек о стенки шарика и между собой.
И так, коллеги, проведя ряд опытов, мы выяснили, что звуки издают любые предметы и прямо скажем очень необычные. Но вот вопрос, можем ли мы увидеть звук?
Звук – это вибрация невидимых глазу волн, которые движутся по воздуху. Но наука доказала, что этого невидимку можно увидеть. 4. Приглашаю провести следующий опыт.
(накрываем пленкой миску и насыпаем сахар или соль. У самой миски произносим звук «р»).
Звуковые волны достигают пленки и заставляют ее вибрировать. В наших ушах есть тоже подобная мембрана, барабанные перепонки, и звуковые волны проходя по воздуху, достигают их и заставляют их вибрировать. Так мы слышим. (Показать картинку уха)
Коллеги, вы любите симфоническую музыку? (ответы) 5. Я приглашаю вас на «Стеклянную симфонию»
(проводим опыт с «поющими» бокалами. Дети исполняют мотив песни «В траве сидел кузнечик»)
5. Наш следующий опыт будет с обычными баночками, которые мы всегда выбрасываем в мусорное ведро. Но если их чем нибудь наполнить, то и они зазвучат.
6. (проводим опыт «Кудахтующая курица». В бумажный стакан продевается ленточка, закрепляется скрепкой. Ленточку смачиваем, чтоб усилить силу трения, проводим по ней прерывистыми движениями).
Коллеги, предлагаю создать этот инструмент инженерной конструкции своими руками.
(дети делают «Кудахтующую курицу»).
(музыкальный руководитель предлагает озвучить сделанными «инструментами» мультфильм «Курочка ряба»)
Коллеги, наш экспериментальный симпозиум подошел к концу. Понравилось ли вам эксперементировать со звуком? Тогда я попрошу ребят взять нотки и поставить их на наш нотный стан. А что же скажут наши дорогие родители? Если вам понравилось наше путешествие по музыкальной лаборатории отвечайте звучащими жестами да-хлопать,нет топать, ну а если что то доработать ещё ,то щёлкните пальцами.
Мы с вами сегодня подтвердили все то, что доказала наука. Любой предмет звучит, и мы как музыканты, можем все превратить в музыку! Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания!