Светлана Манакова
Музыкальная коррекция детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка.
Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
Публикация «Музыкальная коррекция детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС :
• Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;
• Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
• Релаксационные методы;
• Коммуникативные методы;
• Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:
1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.
3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
• Приветствие (как ритуал);
• Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);
• Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);
• Прощание (как ритуал).
І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.
ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.
ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.
Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска, короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т. д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:
• игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
• танцы в парах, хороводе;
• участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.