Ольга Чистякова
Музыкальная гостиная по творчеству П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная по творчеству П. И. Чайковского
Задачи:
Образовательные:
1 Закрепить знания о композиторе П. И. Чайковском
2 Закреплять умение различать характер музыки
3 Закреплять умение различать динамику, темп, регистр
Воспитательные:
1 Воспитывать интерес к слушанию классической музыки
2 Воспитывать желание слушать музыку в цвете красок
Развивающие:
1 Развивать мышление и внимание
2 Развивать способности ориентироваться в пространстве.
Публикация «Музыкальная гостиная по творчеству П, И, Чайковского» размещена в разделах
3 Развивать коммуникативные качества.
Оборудование и материал:
Портрет П. И. Чайковского, мультимедийный экран, музыкальный центр.
Декорации:
Камин, столики, подсвечники,репродукции картин,
Предварительная работа:
Беседа о композиторе П. И. Чайковском и о его творчестве, слушание музыкальных фрагментов из альбома «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков», «Неаполитанская песенка».
Из альбома «Времена года» - «Подснежник»
«Вальс цветов»
Рассматривание иллюстраций
Ход мероприятия
Ведущий:
Сегодня в нашей гостиной речь пойдет о «Великом лирике» из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов Петре Ильиче Чайковском. Его творчество ценнейшее сокровище русской музыкальной культуры. Произведения композитора при всей их сложности музыкальной формы, доступны и понятны слушателям в точке земного шара
По характеру своего дарования, Чайковский, прежде всего лирик и драматург-психолог. По глубине проникновения в душевный мир человека он может быть сопоставлен с такими художниками, как Толстой и Достоевский. Его музыка отличается большой напевностью. По вокальному звучат мелодии не только опер и романсов, но и его инструментальных произведений.
Истоки мелодического языка Чайковского крепко связаны с традициями русской музыки, он опирается на народно-песенное искусство, но преломляет его по иному. В его сочинениях сказывается влияние городской песни и особенно городского бытового романса. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы вальса, играющие большую роль не только в его балетах, но и в симфониях, операх, инструментальной музыке.
Его творческая мысль всегда направлена к людям. «Я желал бы всеми силами души – писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилась число людей, любящих ее, находивших в ней утешение и подпору».
Сейчас мы совершим небольшое путешествие в мир музыки замечательного композитора. За свою не долгую творческую жизнь он создал множество гениальных произведений почти во всех жанрах, существующих в музыке.
В списке сочинений мы найдем:
10 опер, среди них жемчужины «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
3 балета: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Лебедь стал символом русского балета:
6 симфоний,
9 программных произведений, концерты, музыка к драматическим спектаклям,
более 100 романсов, песни и инструментальные пьесы для детей.
Обратимся к циклу пьес под названием «Детский альбом».
«Детский альбом» - это ряд живых картинок; в них игра в куклы, в солдатики, в них детские радости и огорчения.
Дети, мы с вами уже знакомы с некоторыми пьесами. Какие это пьесы? (ответы детей) А какую картинку рисует музыка «Болезнь куклы»? Что слышится в музыке? (звучат фрагменты пьесы) А сейчас мы послушаем всю пьесу, а наши девочки со своими куклами покажут что они представляют, слушая эту музыку. (девочки танцуют с куклами) Да, эта музыка печальная, грустная, нежная. Но не грустите! Кукла скоро поправится. Мама и папа любят своих ребятишек и стараются всегда их чем -то порадовать, сладостями или если это возможно купить новую игрушку. Вспомните, другую пьесу «Новая кукла» Какая здесь музыка? (ответы детей) Радостная, веселая, да как плавно и стремительно кружится музыка, поднимаясь все выше и выше, звуча все громче и громче, восторженно и радостно. Быть может девочка, от радости подпрыгивает, то на одной, то на другой ножке. Но вот, музыка звучит все тише и тише, девочка, не расставаясь со своей новой куклой, уставшая садится и засыпает. А давайте послушаем всю пьесу и представим, что мы попали в игрушечную комнату, где много нарядных кукол весело танцуют друг с другом.
(девочки исполняют танец кукол)
Это играют девочки, а что же мальчики? Оказывается и для них есть музыкальный подарок (звучит фрагмент «Марш оловянных солдатиков) Чья это поступь? Строевая, четкая, но какая то очень легкая, как будто шагает кто-то маленький, игрушечный. (ответы детей) Да, это пьеса «Марш оловянных солдатиков». А ну-ка мальчики покажите нам, как шагают и перестраиваются игрушечные солдатики.
(мальчики делают перестроение под музыку)
В этом альбоме ещё много забавных и интересных музыкальных картинок. Вот например, давайте послушаем «Неаполитанскую песенку» Много путешествуя, Чайковский всегда слушал и изучал музыку народов других стран. Так, находясь в Италии, он услышал зажигательные мелодии песен и танцев, исполняли уличные музыканты Неаполя, под задорный стук кастаньет. Как воспоминание об этом - родилась «Неаполитанская песенка» А услышим мы ее с вами в исполнении на фортепиано.
(звучит «Неаполитанская песенка»)
Шло время, дети подрастали. Вместе с ними композитор переживал тревоги их молодости. Он радовался, когда его музыка вносила красоту в их увлечения. И музыка романсов «Средь шумного бала», «То было ранней весной» снова и снова передавала пробуждение души, трепет первого чувства. Романс – вальс «Средь шумного бала» - это лирическая миниатюра, интимное признание себе в своем чувстве.
И плакал я перед тобой,
На лик, твой глядя милый,
То было раннею весной,
В тени берез, то было
То было в утро наших дней…
(звучит романс «Средь шумного бала»)
Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов и лёгкость в восприятии - все это присуще романсам Чайковского.
А фортепианные пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс» - это музыкальные портреты некоторых обитателей Каменки, где проживало семейство.
Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью, в поздний час,
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
(исполняется «Сентиментальный вальс»)
Чайковский очень любил русскую весну. Если ему приходилось на зиму уезжать из Росси, весною он не применно спешил на родину и с нетерпением дожидался поры, когда зацветают первые цветы. Картины природы композитор всегда связывал с настроением человека. И не поэтому ли так волнуют и привлекают нас фортепианные пьесы Чайковского из цикла «Времена года». 12 месяцев в году, каждому композитор посвятил пьесу, подобрав поэтический эпиграф.
Для апрельской пьесы «Подснежник», Чайковский искал простую, наивную и нежную мелодию, которая звучала бы «зябко» напоминая робкую русскую весну.
Голубенький, чистый подснежник – цветок
А подле сквозной последний снежок
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином…
(звучит фонограмма «Подснежник»)
Хочется облачком в небо взлететь,
Хочется с птицами песенки петь,
В дальний лес убежать, там подснежник сорвать
И дышать и дышать и дышать…
Вальс. Пожалуй, самый излюбленный композитором танец. Ритмы вальса звучат не только на балетах, но и в симфониях, операх, инструментальной и вокальной музыке.
«Вальс цветов» - один из самых популярных номеров балета «Щелкунчик». Звуки арфы похожи на плавные переливы волн. Прекрасные напевные мелодии возникают одна за другой и уносят в сказочную страну, где апельсиновые ручьи, лимонадные реки, леденцовые луга.
(Звучит «Вальс цветов». Дети танцуют с цветами)
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет. (Синявский)
(по окончанию мероприятия, дети дарят гостям сувениры)