Лилия
Музыкальная гостиная «Музыка в семье Чеховых»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная «Музыка в семье Чеховых»
Музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 36
г. Таганрог
Бобылева Л. М.
Задачи: формировать в воспитанниках и педагогах ДОУ культурное и нравственное отношение к классической музыке, на примере творчества А. П. Чехова, используя: поэзию, классическую музыку, живопись.
Художественный ряд: иллюстрации и репродукции картин таганрогских художников, фото с изображением чеховских мест.
Публикация «Музыкальная гостиная „Музыка в семье Чеховых“» размещена в разделах
Поэтический ряд: «Высокий человек в пенсне … И. Никитин «Ночь», А. Пушкин «Музыки грохот», М. Лермонтов «Звуки», К. Ибряев «Входит музыка в наш дом».
Музыкальный ряд : Ж. Массне «Размышления», П. Чайковский «Сладкая греза», «Вальс цветов», «Неаполитанская песенка», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», А. Алябьев «Соловей».
Предварительная работа:
- чтение рассказов и других произведений А. П. Чехова, написанных для детей;
- рассматривание иллюстраций к книгам, альбомов с фотографиями родного города и чеховских мест в городе Таганроге;
- заучивание стихов наизусть, просматривание видеозаписей;
- рисование, конструирование, аппликация по мотивам рассказов Чехова.
Ход мероприятия:
Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского. Дети и взрослые приглашаются в зал.
Педагог. Добрый день, дорогие друзья! Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, о ком оно рассказывает.
«Высокий человек в пенсне
Стоит, растроган, улыбаясь…
Он кажется знакомым мне,
Остановилась, удивляюсь …
Слегка он шляпу приподнял:
«Простите, я не ошибаюсь?
Я в город Таганрог попал?
Отсюда родом я, признаюсь …
С. Исхакова
Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить в нашей гостиной?
- о писателе А. П. Чехове.
Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации и фотографии. Сможем ли мы узнать знакомые места?
(Рассматривание иллюстраций и фотографий города Таганрога на экране в видеозаписи)
Педагог. Совершенно верно – это домик, где родился замечательный писатель А. П. Чехов, а это гимназия, где он учился вместе с братом, а в этом двухэтажном здании семья Чеховых жила и работала.
На первом этаже расположилась лавка, в которой отец семейства, а позже и сам Антоша продавали: чай, кофе, сахар и другие колониальные товары.
Чем же так знаменит А. П. Чехов, и почему мы так много о нем знаем?
- Он великий русский писатель, наш земляк (объясняем понятие – «земляк», называем знакомые рассказы, написанные им.
Педагог. – Я предлагаю вернуться в прошлое, и побывать в двухэтажном доме на улице «Александровской», который мы называем «Лавкой Чеховых», чтобы узнать, как жила семья Чеховых в то время.
Приглушенно звучит музыка Ж. Массне «Размышления».
- Обитатели дома коротали свои будни в лавке на первом этаже. И дети и взрослые занимались торговлей. Но вечером, дом преображался! В нем собирались люди, не равнодушные к искусству: музыканты, поэты и просто ценители прекрасного. Давайте и мы представим, что попали в музыкальную гостиную «Лавки Чеховых».
Дети слушают» Неаполитанскую песню» из «Детского альбома» П. Чайковского.
(Звучит скрипка, и фортепиано)
- Эта замечательная музыка называется «Неаполитанская песня». А написал ее русский композитор П. Чайковский, современник А. П. Чехова.
Дети читают стихотворение А. Пушкина «Музыки грохот».
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражают вдруг.
Педагог. Конечно, на таких вечерах любили порезвиться. А любимой игрой была игра «Жмурки». Я предлагаю вам немного поиграть.
Проводится игра «Жмурки с колокольчиком».
- А взрослым я предлагаю поиграть в очень увлекательную игру «Фанты».
Проводится игра «Фанты».
Педагог. Ни один вечер в музыкальной гостиной Чеховых не проходил в тишине. Казалось, веселью не будет границ!
Дети читают стихотворение К. Ибряева «Входит музыка в наш дом».
- Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, разноцветном расписном!
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлет лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой …
Это музыка торопит и зовет нас за собой …
Дети исполняют танцевальную импровизацию под музыку П. Чайковского «Вальс цветов».
На экране появляется видеоизображение портрета П. Чайковского
Педагог. Дети, чей портрет мы видим на экране?
(ответ детей)
- Писатель и композитор были друзьями. Они познакомились в Петербурге. Хотя композитор несколько раз бывал в Таганроге у своего брата. Чехову очень нравилась музыка Чайковского.
Педагог. (Вопрос взрослым) Какой сборник посвятил Чехов Петру Ильичу?
- Правильно! Он посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди».
- «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Чайковский, вот до какой степени я его уважаю, - так писал Чехов о Чайковском.
Педагог. А сейчас я загадаю вам загадку:
Что за дом?
Музыку услышишь в нем,
Пенье, танцы, плач и смех –
Удовольствие для всех!
(Театр)
- Верно, это театр. Еще в гимназические годы у Антона началось горячее увлечение театром. Посещать театр гимназистам строго запрещалось. И, чтобы попасть в театр Антону приходилось менять, свою внешность.
Педагог. (Вопрос детям) – Вы хотите поиграть? Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя?
Чтоб стать похожим на лису? Или на волка? На козу?
Или на принца? На Ягу?
Иль на лягушку, что в пруду?
( ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т, д.)
Театральные постановки любили ставить и в доме Чеховых.
И наши дети покажут сейчас нам игру – драматизацию «Каштанка в цирке».
В нашем городе есть театр, и он носит имя А. П. Чехова.
Благодарим детей – артистов и отправляемся дальше.
Семья Чеховых была очень музыкальной. В гостиной можно было увидеть рояль, скрипку. Необыкновенные, волшебные звуки извлекали эти инструменты. Конечно же, при помощи музыкантов.
Взрослые читают стихотворение Ю. Лермонтова «Звуки.
- Что за звуки?
Неподвижен, внемлю сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю, самого себя.
«Всемогущий», что за звуки?
Жадно сердце ловит их.
Как в пустыне путник безотрадный каплю вод живых.
И в душе опять они рождают сны веселых лет.
И в одежду жизни одевают все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки, образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне!
Детский оркестр исполняет «Полонез» Ф. Шопена.
Педагог. Но время пролетало быстро, угасал вечер, и наступала ночь.
Читают дети. «Ночь» И. Никитина.
- В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно румян.
Вот уж веет прохладой ночной;
Грезит колос над узкой межой;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Звучит «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта.
Педагог. Друзья мои, пришло время расставаться. Но это ненадолго. Пройдет совсем немного времени, и мы вновь встретимся, чтобы окунуться в мир музыки, поэзии, живописи, и замечательного творчества нашего земляка, великого писателя – А. П. Чехова. Такой волшебный и изумительный! И, чтобы наша встреча не прошла бесследно, я предлагаю вам и вашим родителям передать ваши впечатления об услышанном сегодня, в рисунках.