Анастасия Федоренко
Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников
Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников
Роль и возможности общения как в образовательном, так и в процессах интел-лектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь комму-никабельность – одна из составляющих успешности. Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте.
Публикация «Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведе-ния.
Признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процес-сов, охватывающих, в принципе, всё общество. Существует мнение, что музыка не мо-жет считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсут-ствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуника-тивных качеств ребёнка.
Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог дол-жен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распоз-нать лучшие для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации в процессе восприятии музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:
личного жизненного опыта
уровня развития образного мышления
общей культуры восприятия
уровня развития ситуативного мышления
уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик, как концентрированность и распределённость, переключаемость и др.
различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
склада нервной системы, т. е. темперамента
Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но ко-торые уже готовы к пробуждению, однако пока невостребованны.
Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккор-дов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыха-ния, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.
Проявления восприятия музыки могут быть различными:
внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения
покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой
изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)
подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами)
Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам необходимо использо-вать в своей работе.
Как известно, слушать музыку – ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника как на занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию способностей. Ценность умения воспри-нимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок восприни-мает через музыку духовность и учится принимать её.
Музыка на групповых занятиях выступает как средство :
общения
познания нового
развития общей культуры
развития духовности
Она способствует умению :
сосредоточиться
выслушать другую точку зрения и высказать свою
вести спор
Английский писатель У. Теккерей писал: «Посейте поступок – и вы пожнёте при-вычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребён-ка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое даёт воз-можность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.