ЕЛЕНА ХОЛОДНЯК
Музыка и речь тесно взаимосвязаны
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка и речь тесно взаимосвязаны
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
Публикация «Музыка и речь тесно взаимосвязаны» размещена в разделах
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. ого нарушения и в конечном итоге, социальной реабилитации людей. Музыкальные занятия и двигательные упражнения сами по себе тренируют мозг, подвижность нервных процессов. И любая музыкальная деятельность является для ребенка одним из самых привлекательных видов детской деятельности - игрой, возможностью проявить и выразить свои эмоции и энергию. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка пропеть ( например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития ЗПР. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручноЙ и артикуляционной моторики ребенка. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, а так же развивают речь. Коррекционно-развивающее занятие "Коррекционная ритмика" является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова (речи).
Одной из основных задач в комплексном педагогическом воздействии на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами, является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом особенностей личности и поведения. С помощью элементов логоритмики, используемых на музыкальных занятиях, дети с речевой патологией усваивают знания в области музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Воспитательные задачи этих занятий разнообразны:
1. Воспитание и развитие способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
2. Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. воспитание умения проявлять свои художественно-творческие способности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с помощью особых приемом и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и возможно развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.