МААМ-картинки

«Музыка цветов». Интегрированное занятие для воспитанников старшей группы

Иванюк Элла
«Музыка цветов». Интегрированное занятие для воспитанников старшей группы

МУЗЫКА ЦВЕТОВ

Интегрированное занятие по образовательной области «Искусство»

(музыкальная деятельность) для воспитанников старшей группы.

Задачи:

• Познакомить детей с одним из видов жанровой живописи – натюрмортом, с художником этого вида жанра – И. Ф. Хруцким.

• Закрепить знаний детей о пейзаже, портрете.

Публикация «„Музыка цветов“, Интегрированное занятие для воспитанников старшей группы» размещена в разделах

• Развивать интерес у детей к составлению композиций из цветов, фруктов и предметов.

• Дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте. Стимулировать эстетические оценки и суждения.

• Развивать фантазию, в процессе определения характера цветов;

• Развивать внимание, вызывать чувство эстетического наслаждения от созерцания картины

Воспитать любовь к искусству, к живописи, уметь находить в репродукциях красоту изображенных предметов, замечать яркие, сочные краски, различные оттенки.

Материал и оборудование: Репродукции картин художника И. Хруцкого «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Портрет жены художника с цветами и фруктами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «К святому месту»; муляжи фруктов, овощей и ягод; вазы, бусы, стакан с водой и долькой лимона; искусственные цветы; мультимедийная установка.

Музыкальное сопровождение : Запись мелодии И. Шуберта «Вальс», П. Чайковский «Вальс цветов», «Бергамоска» неизвестный композитор («Полацкі сшытак», Г. Гладков «Песня о картинах»

Предварительная работа: знакомство с репродукциями картин И. Ф. Хруцкого, закрепление понятий о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Прослушивание песни Г. Гладкова «О картинах», разучивание движений для танца с цветами, беседа о цветах.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель (М. р.). Дети, у нас сегодня необычное занятие. Представим, что мы в картинной галерее, рассматриваем картины художника Ивана Фомича Хруцкого. На этих картинах вы увидите людей: вот мальчик в соломенной шляпе, вот старая женщина, которая вяжет чулок, на этой картине молодая красивая женщина с цветами и фруктами – это портреты. На другой картине («К святому месту») мы видим глубокий овраг, через него построен мост из досок, старенькое здание, к которому направляются люди небольшими группами. Людей мы видим, но издалека, только силуэты. Зато очень красочно написана природа – это пейзаж. А на этой картине изображены цветы, они срезаны и поставлены в букет, яблоки, персики. Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта - называются натюрмортом.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или море в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

Звучит песня Г. Гладкова «Про картины»

(М. р.). Натюрморт – это слово французское, в переводе на русский язык означает «неживая природа». Нас всегда окружают вещи, мы привыкли к ним, порой даже перестаем замечать. А у художников взгляд зоркий, пытливый. В самом простом предмете он может увидеть необычное прекрасное и изобразить то, на что мы иногда смотрим равнодушно.

Иван Фомич Хруцкий - белорусский и российский художник, живописец, родился возле небольшого белорусского городка Лепель Витебской области в семье священника. Белорус по национальности. Учился сначала в Полоцке, затем в Санкт- Петербурге – это вторая столица России.

Великолепный натюрморт Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и плоды» написан в 1836 году. Он поражает своей красотой и богатством красок, форм цвета. На массивной треснувшей мраморной столешнице в тяжелой бронзовой вазе с красивым рельефным изображением волков гармонично живет и благоухает богатый и пышный букет из садовых и полевых цветов.

(М. р.)

Какие же цветы его составляют? Давайте опишем те цветы, которые вам знакомы. Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.

- С чем можно сравнить эти цветы? Какую бы музыку вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать о цветах? ( ответы детей: важную, торжественную). (М. р.) Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые волосы на голове.

(М. р.) С другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.

Наверное, добродушной и приветливой – настолько они легкие, нежные и Розу любят очень многие. Выражение: «расцвела, как роза» подчеркивает красоту, преображение девушки.

Какая музыка подходит для танца роз? ( ответы детей: красивая, гордая и нежная).

На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток (они едва не светятся, видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.

Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.

(М. р.)Попробуйте описать этот необычный цветок.

Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, музыку ирису подобрать труднее всего: очень уж он необычен.

Посмотрите, на самом верху букета - ярко-синие васильки.

Как они выглядят?

На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свои сердечки солнцу.

А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?

(ответы детей)

Только эти цветы растут в поле?

- Вы правильно подметили на картине колосья.

- Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи?

Они очень похожи на туго заплетенную косу.

- Скажите, а какой музыкой, по вашему мнению, мы могли бы передать характер?

(Ответы детей).Они воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.

Все цветы на картине И. Ф. Хруцкого полны жизни и, кажется, источают свой чудесный аромат, заполняют им все пространство вокруг. Каждый цветок имеет свой характер.

Давайте сравним характер цветов с чертами человеческого характера

Дети:

1. Пион - царственный цветок,

2. Роза – гордая, красивая;

3. Нарцисс - себялюбивый;

4. Ирис - нежный;

5. Васильки - добродушные;

6. Колосья пшеницы - это простота и добродушие.

(М. р.) Художник Хруцкий объединил такие разные цветы в один букет, а композитор Петр Чайковский собрал все цветы на сказочный бал. Все они прекрасны! Цветы кружатся в вальсе радостно и легко. Как красиво используются интонации музыкальных инструментов арфы, скрипки, виолончели, которыми композитор изобразил музыку танцующих цветов.

Звучит запись «Вальса цветов» П. Чайковского.

(М. р.) Картина насыщена деталями и подробностями. На заднем плане полотна можно разглядеть корзину, наполненную крупной белой и красной смородиной. Сверху к ней склоняются колоски спелого овса.

А самый пышный алый пион «заглядывает» в стеклянный стакан с прозрачной водой. В нем плавает солнечная долька лимона.

В каждой детали этой картины чувствуется присутствие человека, собравшего и создавшего всю эту красоту. Это послание нам, зрителям. Это рассказ о красоте и щедрости мира, нас окружающего. Название картины очень точно. На смену цветам всегда приходят плоды. Так проходит жизнь каждого человека.

В картине много оттенков желтого, и кажется, что солнечные лучи ласкают нежную кожицу персиков, груш, винограда и шелковистые лепестки пионов.

Весь букет пронизан веточками зелени, раскинувшими листья во все стороны. Они почти сливаются с темным шоколадным фоном классического натюрморта, удачно подчеркивают сочные, аппетитные краски картины.

Вверх устремлены золотые колоски. Благодаря этим неярким линиям картина «собирается» в единое целое, и легко догадаться, о чем думал художник, работая над этой картиной. Именно поэтому художник объединил в одном полотне цветы и плоды, которые в жизни не могут встретиться в одно время года.

Музыкальный руководитель. (М. Р.)

Хочу задать вам вопрос: а что вас может насторожить в этой картине, что может вызвать некоторое недоумение?

(Ответы детей). Не бывает так, что цветут цветы и созревают плоды в одно время.

(М. р.) Вы правы, художник пишет натюрморт не с натуры, а по памяти, он фантазирует. Вот чем необычен натюрморт И. Хруцкого.

А теперь, для информации: основная композиция картины "Портрет жены с цветами и фруктами" (1838) легла в основу 1000-рублевой банкноты Республики Беларусь.

Рассмотреть с детьми тысячную купюру Республики Беларусь

(М. р.) Я волшебной палочкой коснусь каждого из вас, и вы превратитесь в маленьких художников. Обратите внимание: я приготовила муляжи фруктов, овощей, вазы, бусы, стакан с водой и долькой лимона, давайте мы попробуем создать свой натюрморт. Сделаем это все вместе. Каждый из вас выберет элементы натюрморта отдельно, а затем соединим их вместе.

Помните, художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы красками рассказать о ней людям. А если вы станете внимательно присматриваться к тому, что вас окружает, может быть и вам открывается красота, которой вы раньше не замечали.

Дети из предложенных предметов создают композицию натюрморта.

Звучит музыка «Бергамоска» («Полацкий сшытак»)

Музыкальный руководитель.

Давайте, вместе полюбуемся на наш натюрморт.

Как мы назовём композицию, которая у нас получилась?

Можем ли мы заметить в нашей композиции необычное?

Я ещё раз коснусь каждого из вас волшебной палочкой и превращу вас в цветы. Вы закружитесь с цветами в вальсе.

Дети танцуют под музыку И. Шуберта «Вальс».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцыпирович, О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : учеб. Нагляд. Пособие для педагогов учреждений дошк. образования /О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль, - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 48 с. : іл.

2. Гаруновіч, Л. Б. Першыя крокіў свет прыгожага: метад. Парады /Л. Б. Гаруновіч. – Мн. :Зорны верасень, 2005.-77 с.

3. Савельев Г. В. На пути к миру прекасного – Мозырь: Издательский дом “Белый ветер”, 2000. – 288 с.

ХУДОЖНИК ИВАН ФОМИЧ ХРУЦКИЙ (1810-1885)

ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В СОЛМЕННОЙ ШЛЯПЕ

СТАРУХА, ВЯЖУЩАЯ ЧУЛОК

К СВЯТОМУ МЕСТУ

ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА С ЦВЕТАМИ И ФРУКТАМИ

ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ

Публикации по теме:

«Мечты». Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковский и его музыка» Разработка цикла интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Дети входят в зал под звуки.

«Вальс». Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чайковский и его музыка» Разработка из цикла интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме \" Чайковский и его музыка \" Дети входят в.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковский и его музыка» Осенняя печаль Дети входят в зал под звучание «Старинной французской песенки» П. Чайковского. Слушают ее. М. р: Отгадайте загадку. Кто всю.

Интегрированное занятие «Прогулка по зимнему лесу» для детей старшей группы Интегрированное занятие для детей старшей группы. музыкального руководителя Бурениной Лилии Ивановны Тема: «Прогулка по зимнему лесу». Тип.

Интегрированное занятие для детей старшей группы с применением пескотерапии «Игрушки» ТЕМА: «Игрушки» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Цель:.

Интегрированное занятие для детей старшей группы «Экскурсия по зиме» Интегрированное занятие по образовательной области «Познание» (окружающий мир) для детей старшей группы «ЭКСКУРСИЯ ПО ЗИМЕ» ПОДГОТОВИЛА:.

Интегрированное занятие для детей старшей возрастной группы ДОУ «Зимушка-зима» Интегрированное занятие для детей старшей возрастной группы ДОУ. Тема: «Зимушка-зима» Основная образовательная область: «Познавательно-речевое.

Интегрированное занятие «Позаботимся о березках» для старшей группы Цель: формировать познавательный интерес к миру растений. Задачи: 1. Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в.

Интегрированное занятие по краеведению для детей старшей группы на тему «Татарстан» Цели и задачи: • Расширить представление детей о России как стране и Татарстане, как республике, в которых они живут; об их столицах; •.

Музыкальное занятие «Вальс цветов и Бабочек» — музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» ВАЛЬС ЦВЕТОВ И БАБОЧЕК (музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик») 1. Выходят мальчики с цветами и встают на одно колено, руки опущены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Музыка цветов». Интегрированное занятие для воспитанников старшей группы
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 11:29
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Музыка цветов». Интегрированное занятие для воспитанников старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Иванюк Элла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД