Маргарита Федорова
Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок испытывает неистребимый интерес ко всему, что его окружает. Создавая развивающую среду, окружая детей предметами, картинами, игрушками и играми, мы воздействуем на эмоциональные переживания, познавательные способности и речевые возможности наших воспитанников. В последние годы всё большее значение приобретает музейная педагогика, которая является прекрасным «инструментом» для интеграции всевозможных педагогических приемов в живом пространстве «мини-музеев» в детском саду.
Публикация «Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В нашей группе такой мини-музей реализуется как предметный мир на логопедических занятиях и на занятиях воспитателей. Так, например, наш маленький «Музей народной игрушки», представлявщий собой временную выставку, стал выставкой уникальных пособий – деревянных и глиняных свистулек-дудочек для развития дыхательной функции.
Коллекция колокольчиков используется для развития слухового восприятия. Мелкие деревянные игрушки из набора «Чудесный мешочек», выставленные в нашем «Музее игрушки», служат развитию тактильного восприятия и мелкой ручной моторики.
Экспонаты-игрушки, предметы быта, игры в картинках музея развивают внимание и память детей в играх «Что изменилось?» или «Чего не стало?»
На занятиях по формированию изобразительных навыков воспитатели используют предметы: чашки, подносы, корзинки, фигурки животных с выставки «Мини-музея предметов быта» в технике Гжели, Жостово и др.
Таким образом, наши собранные совместно с родителями игрушки помогают развитию зрительного и слухового восприятия, коррекции поведения и психомоторики в целом.
Речевое развитие имеет особое значение в логопедической группе, т. к. дети нуждаются в целенаправленной коррекции произношения, активизации словаря и формировании связной речи. В ходе ознакомления с экспонатами дети имеют возможность, переходя постепенно от простого к сложному, от рассматривания, от тактильного и зрительного образа предмета к созданию художественных и словесных образов. Именно этот этап перехода от конкретного, наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к абстрактному способу мышления является показателем сформированности речевых, творческих, познавательных возможностей и готовности к школьному обучению.
Музейное пространство дает возможность максимально осуществлять основные дидактические принципы:
- принцип наглядности
- принцип доступности
- принцип системности
- принцип интеграции областей познания
- принцип активности
- принцип прочности усвоения знаний
В процессе музейно-образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность детей, развивается внимание, укрепляется память, активизируются мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.
У детей с общим недоразвитием речи расширяется активный словарь, закрепляются навыки правильного звукопроизношения, вырабатывается навык составления описательного рассказа по схеме, по картине, по опорным словам. Эти умения дети приобретают в процессе создания музея, рассматривания, обыгрывания и активной деятельности с экспонатами.
При создании выставки рисунков к сказкам А. С. Пушкина дети знакомились с произведениями поэта, с его историей жизни, читали наизусть стихи и отрывки из сказок, играли в «Викторину» и участвовали в конкурсе рисунков, в проекте «Книжкин дом» (см. Презентацию).
Практически при изучении почти каждой лексической темы образуется маленькая выставка. Так, в процессе ознакомления с темой «Животные» образовалась книжная выставка «Русские народные сказки о животных». Дети с удовольствием приносили из дома свои любимые книги, по очереди рассказывали любимые сказки, рассказывали стихи и загадки по теме.
Совместная деятельность детей и педагогов в музейном пространстве ДОУ помогает социализации поведения наших детей, подготавливает к восприятию культурных ценностей, развивает творческие способности, обогащает эмоциональный мир, прививает художественный вкус, обогащает сенсорные возможности ребенка, активизирует словарь, развивает связную речь и способствует формированию коммуникативной функции.
Приложение: «Картинки с выставки» (фотоотчет) :
- «Русские народные игрушки»
- «Куклы своими руками»
- «Наши питомцы» (выставка рисунков)
- «Моя любимая игрушка» (творчество А. Барто)
- «Хлеб на столе всему голова»
- «Унылая пора! Очей очарованье…» (детские рисунки)
- «Русские народные сказки о животных» (выставка детской книги)
- «Подарки со всего света» (сувениры из разных стран и городов)
- «Русский музей» (фильмы РМ)
- «Музей открытки»
- «Мои друзья» (выставка портретов)
- «Мы – петербуржцы» (поделки и рисунки).