Сибирцева Ольга Алексеевна
Музейная педагогика в рамках дополнительной образовательной программы «Северный родник»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Россия, Родина, Родной край.
Публикация «Музейная педагогика в рамках дополнительной образовательной программы „Северный родник“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
Программа развития воспитания детей и молодежи в системе образования Архангельской области на 2017–2020 годы» учитывает региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников, одним из которых является духовно-нравственное воспитание.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.
Поэтому я поставила перед собой цель: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным традициям жителей Севера».
Возникла необходимость разработать парциальную программу для детей старшего дошкольного возраста и наполнить ее конкретным содержанием национально-регионального компонента, которая реализуется в рамках кружковой деятельности с детьми.
Еще одна технология, о которой бы хотелось рассказать, – это «музейная педагогика».
С целью формирования у детей бережного отношения к природе родного края в детском саду организуются экскурсии: в «живой уголок» и музей природы ДДТ.
На базе нашего детского сада также создаются мини-музеи экологической направленности, такие как «Наши хвойные друзья», «Загадки камней», «Этот удивительный подводный мир» и др., которые позволяют детям лучше узнать особенности природы Севера.
Мини- музей «Этот загадочный мир камней
Цель мини- музея : «Формирование у детей представлений о разнообразии камней в природе».
Задачи мини-музея
1. Дать детям представления о камнях, их значении и использовании их человеком в повседневной жизни с давних времен
2. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, связную речь, умение обследовать камни и называть их свойства, качества и особенности
3. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, бережное отношение к предметам, изготовленных из камня
4. Осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников посредством организации мини-музея
Этапы организации работы по созданию мини-музея :
I этап – Подготовительный этап «Планирование мини-музея»
- Выбор темы мини-музея
-определение места размещения мини-музея
-выбор дизайна, оформление мини-музея
-Подбор экспонатов
-Оформление визитной карточки, паспорта, каталога
- Составление перспективного плана работы с детьми
Второй этап «Создание мини-музея» (фото)
Экспонаты мини-музея (краткое описание экспонатов)
Оформлен Паспорт мини-музея и каталог
Правила работы в мини-музее
• В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими;
• Экспонаты нужно возвращать на место, ставит аккуратно и красиво;
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
• Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять рассказы, истории, придумывать игры;
• Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами
Визитная карточка
Все в «Рябинку» приходите,
И на камни поглядите,
Открывается музей
«Мир загадочных камней»
Третий этап –
«Презентация мини-музея» (экскурсия)
Четвертый этап деятельностный-
«Функционирование мини-музея»» :
Виды детской деятельности:
• Коммуникативная (беседы «Откуда появился камень?», «Как отличить натуральный камень от искусственного?», «Лечебная сила камня», «Как человек использует камни?», «Камни-обереги», «Мой камень по знаку зодиака», «Как отличить речные камни от морских?»;
Составление творческого рассказа «История маленькой жемчужины»
• Восприятие художественной литературы (чтение худ. литературы И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки», П. П. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце», чтение пословиц о камнях)
• Познавательно-исследовательская
• Рассматривание экспонатов, опыты с камнями (определение свойств и качеств камней)
• Продуктивная (рисование иллюстраций к литературному произведению «Серебренное копытце», создание коллективного панно из камней «Каменный цветок», украшений
Игровая (дидактические игры, упражнения «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию», «Разложи камни по размеру, цвету»)
Результаты работы мини-музея :
- Появление устойчивого интереса к миру камней;
- Проявляют инициативу в поиске научной информации о неживом природном объекте;
- Дети уверенно используют сенсорные эталоны для оценки соответствующих свойств и качеств предметов (камней); Имеют элементарные основы музейной культуры в ДОУ