Светлана Никитина
Музейная педагогика как инновационная технология для приобщения детей к историческому, культурному, природному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:
Публикация «Музейная педагогика как инновационная технология для приобщения детей к историческому, культурному, природному наследию» размещена в разделах
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея в образовательной организации.
Задачи музейной педагогики :
Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея.
Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям?
В этом нам могут помочь музейные занятия.
Для формирования у воспитанников ДОУ нравственных качеств патриота, гражданина одних занятий явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают многих слов, привычных для нашего поколения – веретено, коромысло, сундук и т. д.
Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?
Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в дошкольное образование. На мой взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Мне представляется самой главной задачей музейной педагогики – сохранение памяти и традиций наших предков. Сегодня мне хочется заострить ваше внимание лишь на одной из составляющих технологии музейной педагогики – формах работы.
Существуют разные классификации форм музейной деятельности.
1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейное занятие);
2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).
Как вы считаете, какие из представленных форм работы являются традиционными, а какие нетрадиционными?
Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.
К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие -сюрприз;
Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.
Музей – это научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду называют «мини – музей». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Мини-музей и образовательный процесс»
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я-экскурсовод» и др.);
- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия
Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?
Особенность мини – музея :
• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
• Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
• В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.
• Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Основа мини-музея состоит в необходимости интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете, чтобы у посетителей мини-музея появился интерес, желание узнать, откуда это берется.
Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:
• крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
• мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
• наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь;
• не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите, тем не менее их надо размещать в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.
4. Моделирование
Как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность воспитанников в процессе приобщения к культуре своего народа?
Ответ очевиден – привлечь детей и их родителей к поиску экспонатов, проведению экскурсий, сбору материала, а также к созданию экспозиций.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
1. Подготовительный этап:
«Планирование мини - музея» -
• Определение темы и название музея
• Выбор места для размещения
• Выбор инициативной группы
2. Практический этап:
«Создание мини - музея»
• Вспомогательный фонд музея
• Основной фонд музея
• Занятия
• Развлечения
• Игровая деятельность
• Перспективный план свободной деятельности в музее ( например: цветов на год).
3. Презентационный этап:
«Представление мини-музея»
• Заседание инициативной группы.
• Участие в конкурсе мини-музеев.
• Фотовыставка «А у нас в музее».
4. Активный этап: «Функцианирование мини-музея»
За технологией музейной педагогики будущее, так как «вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
Мини- музей требует огромных сил, поэтому привлекайте детей, родителей, жителей города, села к работе музея и не забывайте свое прошлое.
Феномен мини-музея в детском саду состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности : поисковой, исследовательской, просветительной… "
Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.
Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.
Хорошо, что в есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.