марина рябова
Музейная педагогика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в детском саду
Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в дошкольном учреждении создаются мини-музеи. Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка. Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности.
Публикация «Музейная педагогика в детском саду» размещена в разделах
Принятие ФГОС обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности.
Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика.
Что такое "музейная педагогика?"
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики.
«Музейная педагогика в детском саду», учитывает ряд принципов :
принцип развития речи - способствует обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи.
принцип интеграции – мини-музей создается с учетом содержания реализуемой в ДОУ программы и помогает реализовывать ее общие задачи и задачи отдельных разделов;
принцип деятельности и активности – мини-музей должен поддерживать детскую инициативу и давать возможность реализовывать разные виды детской деятельности;
принцип разнообразия – экспонаты разнообразны по содержанию, форме, размерам и т. д. ;
принцип непрерывности – мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ, деятельность ребенка в нем отражает тематику образовательной деятельности;
Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Для речевого развития ребёнка мы поставили следующие задачи вы видите их на слайде
Мы обогащаем словарь через обогащение представлений, пополняем словарь детей новыми словами.
Проговаривали с детьми слова, демонстрировали предметы, иллюстрации. Ни один детский вопрос не оставляли без внимания. Воспитанники усваивали словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Нами были созданы мини-музеи «Курочки-рябы»; «Коровы Бурёнки»; «Пирамидки».
Многие экспонаты дети делают вместе с родителями, сами приносят в наши мини-музеи. И представляют их.
При подборе экспонатов мы стремились к тому, чтобы мини - музей давал ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживал детскую инициативу. Дети могли играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Собираясь около экспонатов мини-музея, дети постоянно обмениваются впечатлениями, что-то рассказывают из личного опыта, мастерят, обыгрывают экспонаты.
Во время совместных мероприятий в мини-музее обязательно используем художественную литературу. Совершенствовать дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность речи помогают стихи, потешки, скороговорки по изучаемым темам.
Благодаря тому, что все экспозиции мини-музея создаются совместно с детьми, родителями, все экспонаты рассматриваются обговариваются, обыгрываются, воспитанники группы накапливают определенный багаж знаний, представлений о них. Это позволяет организовывать такие экскурсии для родителей, детей других групп, где экскурсоводами становятся сами дошкольники. При этом они не просто рассказывают, показывают, они также отвечают на вопросы экскурсантов разного возраста.
Таким образом, выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствовуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире.